Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Коварство и любовь маэстро Станиславского

Топоним "улица Станиславского" (ныне - Леонтьевский переулок) - одна из последних московских утрат. И дело здесь не только в том, что некий бригадир Леонтьев, проживавший некогда на этой улице, в наши дни абсолютно (и закономерно) забыт, а Станиславского все- таки помнят. А в том еще, что в разных местах этой улицы (или же переулка - как кому удобнее) основатель МХАТа проявлял самые противоположные черты своего непростого характера
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В первую очередь со Станиславским связан, разумеется, дом № 6 (ныне - его мемориальный музей). Режиссер сюда въехал в 1920 году и с тех пор не менял места жительства. В этом же особняке он проводил и репетиции своей Оперно-драматической студии. Александр Февральский вспоминал о них: "Перед сценой стояло несколько рядов стульев для зрителей - студийцев, свободных от занятий, преподавателей, а также лиц со стороны, получивших... разрешение Станиславского присутствовать на занятиях. Иногда приходили и выдающиеся деятели искусства. Согласно установившемуся порядку, после того как студийцы и зрители занимали свои места, появлялся Станиславский. Все вставали. Полушутливо он говорил: "Позвольте пожать нежную дамскую ручку" - и пожимал руку одной из женщин - "и благородную мужскую руку" - и пожимал руку кого-либо из мужчин. Считалось, что таким образом он поздоровался со всем залом. Он просил всех садиться и садился сам в кресло, стоявшее в первом ряду". На этом заканчивалась официальная часть и начинались мучения студийцев. Режиссер излишней деликатностью не отличался. Однажды, например, он обратил внимание на то, что какой-то чрезмерно скромный исполнитель старается во время репетиции скрыться за печкой. Константин Сергеевич разгневался: - Вы должны так держаться на сцене, как будто вы самую главную роль играете. Вы оперу знаете? Продирижируйте всю! С самого начала! Несчастный начал дирижировать и вроде бы вполне прилично. Однако мэтр удалил скромника из спектакля. В другой раз, когда Станиславского знакомили с актером Конским, он довольно резко заявил: - Этого не может быть! Таких фамилий не бывает. Не удивительно, что именно дом Константина Сергеевича был "воспет" в "Театральном романе" Михаила Булгакова. При этом самодур Иван Васильевич списан с самого хозяина, а его тетушка Настасья Ивановна Колдыбаева - с супруги Станиславского Марии. Именно с этой Марией и связана другая черта режиссера. Константин Сергеевич в нее влюбился, когда та была еще юной актрисой и они играли в одной пьесе под названием "Коварство и любовь". Станиславский вспоминал впоследствии: "Оказывается, мы были влюблены друг в друга и не знали этого. Но нам сказали об этом из публики. Мы слишком естественно целовались, и наш секрет открылся со сцены". Станиславский все никак не мог решиться сделать предложение. В конце концов знакомые Станиславского чуть ли не силой отправили его к возлюбленной, робеющего и сконфуженного. "Все это не ускользнуло от разрумянившейся Маруси, - писал режиссер, - которая, безмолвно сидя у раскрытого окна, конечно, чувствовала, что на ее удочке - клюет. Не прошло и часа, как поплавок пошел ко дну". Однако Костя так и не отважился произнести слова признания. Ушел домой ни с чем. Однако же на следующий день явился снова и, страшась собственной дерзости, выпалил: - Сегодня я не тот и говорю вам определенно, ясно и без всякой застенчивости... Знайте, если вы не захотите быть моей женой, я вас увезу насильно. Пеняйте на себя. Вы сами развязали мою застенчивость и потому услышали сейчас мое последнее и решительное слово. Как нетрудно догадаться, Машенька ответила согласием. Кстати, переулок сделался улицей Станиславского еще при его жизни. В день переименования, когда торжественная депутация пришла поздравить режиссера, Константин Сергеевич смутился и сказал: "Вообще-то неудобно как-то..." Ему, конечно, начали расписывать, какой огромный вклад в развитие советского искусства сделал Станиславский. На что Константин Сергеевич ответил: - Нет, я не о том. Просто один из Леонтьевых был моим дядей. И непонятно, чего в этой фразе было больше - надменного коварства или родственной любви. А что вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир