Танцоры складывались в три погибели, извивались как лианы, переворачивались и подскакивали, словно юркие аквариумные рыбки. Казалось, что каждый выплясывает несколько танцев сразу. Будто руки слышат одну музыку, а ноги совсем другую. Барабанщик, пристроившийся возле зеркала, выбивал замысловатые ритмы - так, будто играл целый ансамбль ударников. Иногда включалась фонограмма - звучали вальсы Штрауса. Занятие вел Матт Маттокс. В мире джаза он все равно, что Гудвин - великий и ужасный.
Маттокс танцевал в голливудских фильмах и бродвейских мюзиклах, много ставил, руководил собственной труппой. Почти полвека назад получил титул Dance Masters of America. Сегодня, переехав во Францию, он руководит несколькими школами и студиями. А разработанной им танцевальной технике учат во всем мире. Маттокс верен истокам джаза - отчаянным и ликующим танцам черных племен. Но считает, что джазу не помеха и классический балет, и степ, и модерн, и даже спорт. Главное - свобода выбора и осознание исключительности каждого движения, смелость импровизации и точность каждой детали. Маттокс вспоминает, как его учитель Джек Коул - хореограф многих голливудских мюзиклов, заставлял по многу раз проходить одни и те же фрагменты. Вроде бы все было как надо, но дубли не кончались. Оказалось, что мастеру не нравилось, как двигался средний палец правой руки.
А вообще-то в джазе поощряются любые изобретения - и чем они сложнее, тем лучше. Движения конфликтуют друг с другом, воюют контрастные ритмы, только успевай ловить настроения. Недаром Маттокс советует ученикам больше наблюдать за кошками с их стремительными рефлексами и мгновенной сменой состояний.
Каждый, достигший высшего джазового мастерства, создает собственный стиль. Матт Маттокс - своего рода джазовый структуралист. Его младшие коллеги, ведущие парижские педагоги Джеральдина Армстронг и Рик Одумс, предпочитают водоворот экспрессии и жар эмоций. Но все трое утверждают, что есть только два вида джаз-танца - плохой и хороший. Маттокс сетует на то, что в последнее время преобладает первый. Джаз все больше поддается коммерции, дискредитируется дешевыми развлекательными шоу. Мэтр считает, что интересных трупп, танцующих сложный джаз, в мире практически нет. И смело предполагает, что появиться они могут именно в России: "Конечно, у вас еще мало знают о джаз-танце, только начинают осваивать технику, но студенты очень способные. Джаз-танец в России - как воздушный шар, который еще только надувается. Но он обязательно полетит", - сказал он "Известиям".
А что вы думаете об этом?