Во вторник глава МИД Ирака Наджи САБРИ завершил визит в Москву. Главным пунктом повестки дня были переговоры с российским коллегой Игорем Ивановым. О чем беседовали министры, удалось ли Ираку заручиться поддержкой Кремля в своем противостоянии с Соединенными Штатами? На эти и другие вопросы "Известий" эмиссар Саддама Хусейна согласился ответить перед отлетом из Москвы. С ним беседовал Геннадий ЧАРОДЕЕВ.
- Как Саддам Хусейн отнесся к недавним переговорам российского дипломата в Вашингтоне с представителями иракской оппозиции?
- Да кто вам сказал, что эти люди имеют отношение к политической оппозиции! Не за тех они себя выдают. Да, они говорят по-арабски. Но паспорта у них американские и британские. Более того, лидеры так называемой "оппозиции", по нашим данным, активно сотрудничают со спецслужбами Запада, работают на них. Некто Ахмад аль-Джилиби, который якобы вошел в контакт с российским посольством, объявлен в розыск Иорданией за ограбление банка. На Ближнем Востоке ни он, ни его люди не пользуются никакой поддержкой. Я сказал об этом министру иностранных дел России Игорю Иванову. Он считает, что этот вопрос даже не заслуживает внимания министров. По его словам, российские посольства за рубежом проводят много встреч с различными людьми. В любом случае - так мы оба считаем - сам факт такой встречи не может омрачить хорошие отношения между двумя странами.
- О чем вы расскажете президенту Ирака по возвращении из Москвы?
- Саддам Хусейн придает особое значение отношениям с Россией. Он ценит тот факт, что Кремль всегда выступал за политическое разрешение конфликтов. Мой визит в Москву был коротким, но очень, на мой взгляд, плодотворным. Мы обсуждали экономические отношения, а также ситуацию, сложившуюся вокруг нашей страны. США собираются включить вопрос о "поведении Ирака" в повестку дня предстоящего заседания Совета Безопасности ООН. В Москве Игорь Иванов выразил надежду на то, что в ООН вопрос о силовой акции поставлен не будет. И соответственно России не потребуется применять право вето. Об этом я уже доложил Саддаму Хусейну.
- После России вы летите в Египет. С какой целью?
- В Каире пройдет встреча министров иностранных дел стран - членов Лиги арабских государств. Затем все ее участники вскоре отправятся в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Там я, кстати, продолжу беседу с Игорем Ивановым.
- В Вашингтоне и Лондоне продолжают настаивать на том, что иракцы производят оружие массового уничтожения и Багдад обладает средствами его доставки. Вы можете доказать обратное?
- Администрация Джоржа Буша выдвигает подобные обвинения в адрес Ирака с единственной целью - чтобы оправдать свои агрессивные планы. Еще раз официально заявляю, что у нас нет ни оружия массового уничтожения, ни ракет. Мы их уничтожили еще в 1991 году. Наша позиция известна: Ближний Восток должен быть зоной, свободной от оружия массового уничтожения, которым сегодня обладает, в частности, Израиль.
- Вы верите в то, что США решатся провести военную операцию против Ирака?
- Последние события свидетельствуют о том, что в конгрессе и Белом
доме далеко не все хотят воевать. Кроме того, против вторжения в Ирак выступает почти вся Западная Европа и, главное, Россия. Мы надеемся, что и в США победит здравый смысл.
- Во вторник вице-премьер Ирака Тарик Азиз заявил, что еще остается шанс "договориться с Вашингтоном" о возвращении в страну военных инспекторов. Вы так тоже считаете?
- Ирак выступает за всеобъемлющее выполнении резолюций Совета Безопасности ООН. Это касается не только возвращения инспекторов, но и отмены санкций, которые привели к обнищанию и гибели тысяч иракцев.
- Какие ответные военные действия может предпринять Ирак, если против него начнется силовая акция. Будут ли, например, наноситься удары по Израилю?
- В случае войны мы будем прежде всего защищать свою родину. Люди будут бороться на территории своей страны за собственных детей, за свободу. Сегодня вся страна под ружьем. Стрелять и управлять военной техникой учатся даже старики, женщины и подростки.
А что вы думаете об этом?