Был, например, в далекой древности между Тверской и Большой Дмитровкой маленький переулок. Располагался он чуть выше, чем Столешников, между нынешними сквером с памятником Долгорукому и книжным магазином, и носил гордое название Квасной (там квасили и продавали этот незатейливый напиток). Со временем тот переулок сплошь застроили какими-то малюсенькими, неказистыми домами. А в середине двадцатого века его вновь прорубили. Правда, названия ему не дали никакого вообще, а квасом там сегодня и не пахнет. Однако развивается Москва стремительно, непредсказуемо, и здесь в любой момент может запахнуть чем угодно.
Нечто подобное случилось и с музеем личных коллекций на Волхонке. Дело в том, что он совсем не нов. Здесь в середине восемнадцатого века находился музей приблизительно того же профиля. И представлял он собой одну лишь личную коллекцию, зато роскошную. Собрал ее Михаил Александрович Голицын - будучи российским дипломатом и притом не бедным человеком, он имел возможность скупать всевозможные шедевры в разных европейских странах.
Однако же Голицыну хотелось большего. Один из современников писал: "Враг всякого узкого самодовольства, он перед кончиной своей возымел мысль: собранные им сокровища, служащие образованию ума и изящного вкуса, предоставить в общее пользование своим соотечественникам. Он завещал своему наследнику учредить в родном его городе Москве Публичный музей".
Наследник не посмел ослушаться, и в январе 1865 году музей был открыт. Каждый желающий мог приходить сюда по понедельникам, средам и пятницам и с двенадцати до четырех часов дня наслаждаться шедеврами.
В первом зале были выставлены и, конечно, вывешены итальянцы (скульптура, живопись, античная бронза). Во втором - французы. Далее - немцы, голландцы, фламандцы. И под конец - всевозможные ценные бытовые предметы - вазы, часы, гобелены. Эта и прочая утварь была свезена сюда со всей Евразии - от Португалии и до Японии.
Открыт был доступ и в библиотеку, делающую упор на всевозможные типографические редкости (например, издания самого Иоганна Гутенберга, первого книгопечатника Европы, не говоря уж о продукции родного нашего Ивана Федорова). Словом, коллекция Голицына и вправду принесла немало пользы любопытствующим москвичам.
Однако же наследник, хотя по молодости и не посмел ослушаться последней воли своего отца, слишком увлечен музеем не был (им, кстати, занимался личный врач Голицыных Карл Гинцбург). И, когда у Голицына-младшего возникли серьезные финансовые затруднения, не долго думая, продал коллекцию папаши (покупателем выступил Императорский Эрмитаж). Но, видимо, дух собирательства не погиб в этом месте. Пример тому - новый музей.
Кстати, еще задолго до Голицыных здесь располагалась этакая курьезная достопримечательность - деревянный дворец Екатерины Великой. Здание и вправду вышло очень странное. Во-первых, планировка была путаной и матушка-царица постоянно заблуждалась, путешествуя по этой резиденции. Во-вторых, там было холодно. А в-третьих, по соседству находились царские конюшни, которые отнюдь не прибавляли воздуху приятности.
Дворец в конце концов сломали. Но, возможно, улица Волхонка помнит и о нем. В таком случае можно только гадать, чем мы рискуем в будущем. Что именно появится на месте современного, вполне, кстати, приличного музея.
А что вы думаете об этом?