На самом деле, как это ни странно, на российском рынке не так уж много издательств, сосредоточившихся только на иностранной литературе: для того чтобы пересчитать их, хватит и одной руки - "Торнтон и Сагден", "Иностранка" и еще несколько других. Возможно, с ними отдельно взятому гражданину, не представляющему свою жизнь без букв и знаков, было бы проще справиться. Но картину портят (или украшают?) те, кто предпочитает работу по совместительству. Практически каждое издательство, специализирующееся на русской литературе, держит на всякий случай одну или несколько серий с иностранцами. Как правило, в одном и том же издательстве могут одновременно выходить серии высокого и низкого штиля. Условно говоря, все их можно поделить на несколько типов.
Первыми на российском книжном рынке появились конечно же детективы и любовные романы: в плохих переводах, в еще более ужасных обложках, но, несмотря на все свои недостатки, они разлетались как горячие пирожки. Читающая публика, еще не забывшая времена, когда приходилось выменивать килограммы чего угодно на хоть какой-нибудь детективчик, сметала все подряд, чем с удовольствием пользовались пираты. С течением времени ситуация входила в норму, и теперь есть несколько крупных и средних издательств, выпускающих "дорожное" чтиво по-прежнему в кошмарных обложках, но со значительно улучшившимися переводами. С детективами дело и вовсе пошло на лад. И хотя по-прежнему несть числа тем, кто делает деньги на этом бесценном продукте (подобного рода литературу выпускают "Центрполиграф", "ЭКСМО-ПРЕСС", "Вагриус", "ОЛМА-Пресс", "АСТ"), появились издательства, которые не считают этот жанр низким, что и доказывают, выпуская действительно хорошие книги, в неплохих переводах и с вполне пристойным оформлением: это конечно же серия, которую составляет Б. Акунин для "Иностранки", детективы "Амфоры" и даже новая серия "Центрполиграфа", каковой издательский дом доселе трудно было заподозрить в приверженности к хорошему вкусу.
Бурное море детективов и любовных романов разбавили известные и не очень переводы классики, которую в свою очередь можно поделить на относительно древнюю (все, что после Византии и античности и до начала ХХ века) и античную. На этой ниве особенно потрудились книжные гиганты вроде "ЭКСМО-ПРЕСС", "ОЛМА-Пресс", "АСТ" и несколько более мелких их собратьев. Второй тип: тоже классика, но современная и в общем-то неплохо известная - Борхес, Базен, Маркес, Рильке, Ремарк, Вудхауз, Мердок, Уортон и прочая, и прочая вне зависимости от литературных родов и жанров (все те же "ОЛМА" и "ЭКСМО", "Текст", "АСТ", небольшими частями "Вагриус", "Издательство Независимая газета" и другие).
Но все это, хотя и заполняет большую часть книжных полок в магазинах, не составляет самой яркой и заманчивой части рынка переводной литературы. В последние годы наши издатели наконец-то добрались до действительно современной литературы. Теперь у нас есть возможность читать европейские и американские бестселлеры, если и не сразу по их выходе в стране автора, то уж через год-два-три точно. Кристофер Бакли и Мартин Эмис, Арундати Рои и Пауло Коэльо, Джулиан Барнс и Пол Остер, Харуки Мураками и Александр Барикко, Джон Ридли и Том Вулф и им подобные выходят в разных сериях разных издательств, которые предлагают все новых и новых гениев чуть ли не каждый день. Почему это произошло только сейчас, трудно сказать: то ли у наших издателей только сейчас появились деньги на покупку прав, то ли только сейчас возник интерес и соответственно спрос на качественную зарубежную прозу, который и определил предложение. И хотя свежие романы любят и "АСТ", загоняющая их в серию "Мастера современной прозы", и "Издательство Независимая газета", и "Текст", и все остальные, у кого есть деньги, среди тех, кто выпускает такую литературу, явственно наметилась пятерка лидеров. Это "Торнтон и Сагден", который выпускает редко, но метко - почти каждая их книга - от "Дневника Бриджит Джонс" до "Пляжа" и "Тессеракта" - стала бестселлером. "Симпозиум", хотя тоже выпускает не так уж много иностранцев, но зато каких: чего стоит тот же Эндрю Миллер с его "Жаждой боли". "Амфора" выпускает много, но при этом только подтверждает аксиому о количестве и качестве. В этом же ряду выпускающих много и часто, но только хорошее находится и "Азбука". Но на первом месте конечно же "Иностранка", которая совместно с "БСГ-Пресс" запустила несколько потрясающих серий, скрашивающих жизнь дома, в метро и на работе.
А что вы думаете об этом?