В ночь с воскресенья на понедельник в Мариинском театре прошел концерт "Валерий Гергиев и его друзья". Вплоть до поднятия занавеса всем казалось, что значащаяся в программках строчка "Фортепьяно - Валерий Гергиев" всего лишь розыгрыш. Но, как оказалось, чистая правда. Художественный руководитель Мариинки действительно сел за рояль.
Концерту предшествовал благотворительный ночной бал в Петергофе. Благо погода выдалась изумительная. Балет на фоне "Самсона", интимный шелест листвы, декольтированные дамы и джентльмены в смокингах - антураж мероприятия был как нельзя более дворцовым. В чудесном парке с тихими аллеями звучала музыка в исполнении оркестра Мариинского театра, сливавшаяся с журчанием фонтанных струй. Танцевали во дворце, ужинали и пили шампанское в парке. А завершилось все изумительным фейерверком.
А в воскресенье вечером весь европейский бомонд собрался в Мариинке. От обилия потомственных титулованных аристократов рябило в глазах так же, как в предыдущие дни в Эрмитаже, куда лорды, князья и графы, а также простые миллионеры собирались на открытие нескольких выставок. Публика раскланивалась друг с другом в фойе, обсуждала белые ночи - как фестиваль, так и явление природы, причем то и другое - в восторженных тонах. Гости еще не расселись по местам, а на сцене уже появился ансамбль тромбонов оркестра Мариинки, исполнивший фрагменты из "Щелкунчика". Потом на сцене возникли три рояля. То был гвоздь программы: концерт для трех фортепьяно с оркестром Моцарта исполнила "великолепная тройка" - Сара Волфенсон, Александр Торадзе и Валерий Гергиев.
Попав в трио со всемирно известными пианистами, Гергиев улыбался с чуть заметным напряжением. Явно нервничал и главный приглашенный дирижер Мариинки Джанандреа Нозеда, руководивший оркестром на сцене прямо за спиной у собственного начальника. И не мудрено: энергетические импульсы Гергиева способны сместить любые дирижерские биополя. Вошедший в образ пианиста худрук Мариинского театра сосредоточенно глядел в ноты и виртуозно выигрывал моцартовские пассажи, восхищая даже скептиков полнотой звука и красотой рук. Завершив финальное мини-соло, Гергиев сделал жест, будто сбрасывая с клавиш остатки энергетики, и победоносно оглядел зал. Дебют состоялся триумфально: Сара Волфенсон и Александр Торадзе поздравляли маэстро, радуясь едва ли не эмоциональнее, нежели он сам.
Во втором отделении Валерий Гергиев привычно встал за пульт, насытив атмосферу демонизмом увертюры к "Тангейзеру". Жанры концерта менялись стремительно: после арии Макбета и каватины Фигаро в исполнении блистательного Василия Герелло на сцену вышла оперная примадонна Ольга Бородина с "Песнями и плясками смерти". В финале -- коронный номер Гергиева - "Весна священная".
Да, кстати, до сих пор Гергиев садился за рояль только один раз: на маленькой частной вечеринке в Лондоне - юбилее принца Чарльза.
А что вы думаете об этом?