Владимир Оренов называет свои программы фильмами. Монтажом занимается кропотливо и долго. Продумывает фон и контекст. Ищет свою модель театра на ТВ, противоположную и иллюстрированным лекциям, и актерским посиделкам. От передачи к передаче решает проблему съемок спектаклей. Связывает, как он сам говорит, "пластический образ спектакля с движением камеры". Порой кажется, что оператор "Фрака" Владимир Иванов находился на сцене вместе с актерами - настолько живыми выглядят фрагменты отснятых спектаклей. Комментарии и оценки ведущего не скрывают субъективных пристрастий и антипатий - "Фрак" программа авторская. Но Оренов не навязывает своего мнения, нередко предоставляет слово критикам-оппонентам.
"Фрак народа" похож и на свободные эссе, и на беглые заметки на полях. Но осколки впечатлений складываются в объемные портреты спектакля, человека, того или иного явления искусства. Оренов признается, что "сквозь призму театра стремится понять оттенки жизни". И потому в передаче о Центре имени Мейерхольда ему важны не только биографии и воззрения театральных бунтарей прошлого и настоящего, но и судьбы жильцов московских домов, снесенных ради мейерхольдовского центра. А в программе о Генриетте Яновской образ ее родного Санкт-Петербурга занимает не меньшее место, чем фрагменты репетиций, спектаклей и многочисленные мини-интервью.
У Оренова для себя есть и другое определение: "папарацци наоборот" - в своих программах он подглядывает за героями, обращая внимание на все лучшее, что в них есть. Героями "Фрака" часто становились люди довольно известные. Но Оренов снимает не только маститых. За передачей об именитой столичной труппе может последовать не менее интересный выпуск о норильском или магнитогорском театре. Но более всего "Фрак" любит вспоминать забытых. Так, у Оренова есть передача о Леониде Енгибарове. Сейчас заканчивается работа над телефильмом о Николае Черкасове. В анналах телевидения хранятся и "Фраки"-раздумья: "Этюды оптимизма", "Марши и монологи", "Зачем России оперетта?". Задуманы "Записки нетрезвого человека" (что такое пьющий человек искусства?). Оренов уверил, что сплетен и интриг в этой передаче не будет. "Мне это не интересно. Так же, как и не интересен прямой эфир. Телевидение прямого эфира - неопрятное, волюнтаристское телевидение. Случайную, репортажную съемку довольно трудно организовать в нечто осмысленное. Я люблю отделывать. На современном телевидении массмедиа и информации этим уже мало кто занимается. ТВ как искусство исчезает так же, как и люди, приподнимающие при встрече шляпу", - сетует Оренов.
"Фрак народа" переписывает русское телевидение Нью-Йорка и Бостона, некоторые программы закупила библиотека Конгресса США. Возможно, канал "Культура" скоро начнет выпуск ореновских программ на видеокассетах. И тогда у передач, сделанных с кропотливостью художественных фильмов, будет более долгая жизнь.
Валентин Гафт, актер театра "Современник":
- "Фрак народа" смотрю постоянно. Замечательная передача, совершенно ни на что не похожа, чрезвычайно интересно смонтирована. У ее автора Владимира Оренова есть воображение, проникновенный интерес к актеру и довольно неожиданное восприятие театра. Своими впечатлениями и размышлениями он делится с телезрителем легко и ненавязчиво. Чем и отличается от большинства театральных критиков.
А что Вы думаете об этом?