Уже на склоне карьеры Нуреев ненадолго вернулся в Мариинский театр. Танцовщик шел по коридору и вдруг услышал, как с ним здороваются на родном татарском языке. После такого приветствия он не смог отказаться от приглашения приехать в Казань.
Фестиваль, имеющий статус международного, - большое событие и для города, и для республики. Форум поддерживают Министерство культуры и правительство Татарстана. Но главную помощь фестивалю оказал именно Рудольф Нуреев. Его благословение до сих пор действует магически на всех участников, а великое имя привлекает все новых и новых танцоров и балерин. Конечно, звезд "Гранд-опера" или "Нью-Йорк-Сити Балле" заманить достаточно трудно. Зато многие солисты Большого и Мариинского театров уже давно обжили казанскую сцену. На нынешнем фестивале команда Большого станцевала все главные партии в балете "Анюта" Владимира Васильева. А один из московских артистов Александр Петухов дерзнул дебютировать в Казани в новой для себя партии. Роль Шурале учил дома, по видеозаписям, что не помешало не только довольно-таки точно освоить хореографию Леонида Якобсона, но и привнести в страшноватый образ свои гротескные краски.
Нуреевский фестиваль любит открывать новые имена, приглашать молодых, еще не раскрученных звезд. Бывает и так, что в одном спектакле собираются солисты из разных городов, никогда прежде не танцевавшие вместе. Времени для знакомства мало - несколько репетиций накануне спектакля. Так, в "Лебедином озере" встретились солистка Мариинки София Гумерова (Одетта-Одиллия), киевлянин Артем Дацишин (Зигфрид) и Роман Артюшкин из московского Кремлевского балета (Ротбардт). Если бы не программка, можно было бы подумать, что этот слаженный ансамбль исполнителей существовал всегда. Мягкий сомнамбулизм лунной королевы лебедей, рыцарская мечтательность принца и романтический демонизм злого гения и его черной дивы сплетались в сложную полифонию тем. Одну из них отчетливо и тактично вел местный кордебалет - один из самых сильных в России. Музыкальности казанских танцовщиц мог бы позавидовать любой столичный театр.
Худрук балета джалилевского театра Владимир Яковлев считает, что фестиваль повышает уровень труппы. Рядом с приглашенными солистами местные артисты стараются танцевать как можно лучше. Стремление к качеству порой приводит к курьезу. Так, в фестивальной "Баядерке" второстепенные и кордебалетные партии были исполнены гораздо чище и ярче главных. Москвички Ирина Сурнева и Елена Князькова не оправдали фестивальных надежд. Ведущие казанские солистки - Елена Кострова, Татьяна Вдовичева и Елена Щеглова, занятые на фестивале в тройках и четверках, могли бы предстать более интересными Никиями и Гамзатти.
Нуреевский фестиваль делает ставку на классические балеты. К абстракциям и обобщениям тяготеет и национальный репертуар. В фестивальную афишу включили одну из последних премьер театра - "Сказание о Йусуфе" по мотивам поэмы Кул Гали. Музыка Леонида Любовского и хореография Николая Боярчикова и Георгия Ковтуна трактуют легенду Корана как общечеловеческую историю. Получи спектакль другое название - "Иосиф и его братья" или "Иосиф прекрасный", - в его смысле мало что изменилось бы.
На июнь в Казани намечен грандиозный "Парад дирижеров", закрывающий театральный сезон.
Казань - Москва
Прямая речь
Директор Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Рауфаль МУХАМЕТЗЯНОВ:
- Наш театр ежегодно проводит два крупных фестиваля. Шаляпинскому - единственному в России постоянному фестивалю классической оперы - уже двадцать лет. Нуреевский немного моложе. Классика привлекает зрителей, билеты расхватывают мгновенно. Регион достаточно стабилен, финансирование театра устойчивое. Организационные новшества, недавно появившиеся в Большом театре (например, конкурсный отбор исполнителей на новые постановки), у нас действуют уже давно. Из главных наших проблем - предстоящая капитальная реконструкция здания.
А что Вы думаете об этом?