История ансамбля танца Грузии (Илико Сухишвили и Нино Рамишвили создали его в 1945-м) окутана и легендами, и байками. Статья в буклете рассказывает о том, как однажды Сухишвили исполнил все свои танцы в кабинете ЦК партии, а для того чтобы получить право на создание ансамбля, выдал собственные сочинения за народные. И о том, как на предложение Сталина - "Проси, чего хочешь", хореограф ответил: "Вашу фотографию с автографом". И о том, как Нино Рамишвили часто танцевала мужские танцы, переодеваясь и гримируясь до такой степени, что ее никто не узнавал. Этот эпизод стал сюжетом одного из номеров гастрольной программы.
Танец "Илоури", посвященный памяти основателей ансамбля, поставил их внук - Илико Сухишвили-младший. С творчеством дедушки и бабушки нынешнего главного балетмейстера познакомило первое отделение концерта, наиболее цельное и яркое.
Вились торжественные хороводы, громоздились сложные пирамиды, взрывали воздух орлиные прыжки, мелькали клинки и папахи. В танцах оживали крестьянские будни, праздники и войны, городские увеселения и волшебные сказки. Костюмы, созданные знаменитым Симоном Вирсаладзе, превращали представление в изысканную феерию. В тревожных мазках тусклого золота, разбросанных по фиолетовому и голубоватому фону, узнавался почерк знаменитого соратника Юрия Григоровича.
Уже несколько лет у ансамбля есть второе название - Национальный балет Грузии Сухишвили-Рамишвили. Уподобление академическому жанру не случайно. Тревожные синхронные шаги воинов танца "Хоруми" впечатляют не меньше знаменитого выхода теней из "Баядерки", а мягкая лирика грузинских танцовщиц сродни настроениям балетных принцесс.
Резкая разница между мужским и женским характерами - специфика грузинского танца. Воины и добытчики, драчуны, хвастуны и задиры отчаянно соревнуются в силе и ловкости. Тогда как царевны-небожительницы плывут по сцене, словно по облаку. Джигиты - враги и соперники. Прекрасные дамы, напротив, существуют в согласии и друг с другом, и с миром. И именно поэтому оказываются вершительницами судеб. Платок, брошенный победителю, способен остановить кровавый поединок. Так было давно, и танцы, подсмотренные Сухишвили и Рамишвили у кавказских народов, уже стали классикой. Продолжатель династии Сухишвили-младший ратует за эмансипацию. В полуэстрадном танце "Джута", завершившем программу, все смешалось. Танцовщицы нацепили лохматые папахи и наряду с джигитами замолотили ногами по полу, замахали руками, завертелись и запрыгали. Стерлись контрасты - исчезли обаяние и магия. Игра притяжений дальних полюсов обернулась балаганной пародией.
А что Вы думаете об этом?