Режиссер "Корсиканки" Владислав Константинов, что называется, растворился в актерах, превратив в бенефисные даже маленькие роли. Не говоря уже о главных. Наполеона играет Валерий Баринов, Жозефину - Евгения Глушенко. Дуэт строится на контрастах. Глушенко предпочитает крупную, сочную манеру. Ее прекрасная воительница одним только взглядом сведет с ума кого угодно. В момент просечет вражеский замысел, поставит на место самого императора и даже огородное пугало из его мундира сделает. Делишки проворачивает так стремительно, будто тарантеллу танцует (хотя на сцене, заставленной декорациями Александра Глазунова, развернуться довольно трудно). Все-то у нее "изложено, подсчитано и подытожено". Корсиканская Мирчуткина, взыскивающая долг за убитого мужа, быстро превращается в тетушку-заботу, а потом и в нежную возлюбленную. Командирские замашки сменяются смущением, игривым кокетством, озорной ребячливостью. Но театральный стереотип темпераментной южанки неотделим от трескучей болтовни и резкости. И ладонь упрямо рубит воздух, аккомпанируя запальчивым интонациям, - жест повторяется бесконечно.
Баринов, напротив, сдержан и сосредоточен. Но расчетливость движений и скупость интонаций не мешают щедрости эмоций. Непостижимым образом, играя почти без грима, актер добивается портретного сходства с героем. Тяжелая походка, высокомерная осанка, вселенская печаль в глазах... Его униженному, но не сломленному императору ничто человеческое не чуждо. Жозефина - не только тезка супруги, но еще и землячка - творит с ним что хочет. Великий Наполеон совершенно по-детски кривляется перед зеркалом, всерьез сомневаясь, что же все-таки важнее: "свобода - равенство - братство" или "две пинты вина и миска сытного супа"? Как более сильный партнер, Валерий Баринов не боится уйти в тень, предоставляя даме блистать во всей красе.
Придуманный роман развивается на весьма живописном фоне. Плещется море, стреляют пушки, свита считает убитых крыс. Умилительно смешны генералы Бертран и Гурго (Анатолий Торопов и Виталий Коняев). А губернатор острова (Виктор Дубровский) и его верный капитан Попплтон (Глеб Подгородинский) норовят каждое свое распоряжение превратить в гротескную интермедию.
"Корсиканка" Малого театра не из тех премьер, на которые разом сбегаются критики. Такие постановки, как правило, не попадают в программы престижных фестивалей, не номинируются на главные премии. Но публика битком заполняет тысячный зал на Большой Ордынке, увлеченно следит за действием, долго аплодирует. Добротный спектакль живо и беспафосно размышляет о превратностях людских судеб. Фантастические ситуации для таких размышлений приходятся весьма кстати. А подобный тип театра оказывается востребованным как никогда.
А что Вы думаете об этом?