"Коппелия", показанная на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, проходит по двум номинациям: "лучший спектакль" и "лучший хореограф". Первому "званию" цельный и праздничный спектакль соответствует вполне. А номинирование хореографа вызвало смешки и недоумения. Дело в том, что новосибирские артисты танцуют балет Мариуса Петипа, поставленный в свое время по мотивам спектакля Артюра Сен-Леона - самой первой постановки "Коппелии" Лео Делиба. А Сергей Вихарев, претендующий на "Маску-2002", попытался реконструировать забытый мариинский спектакль. Но номинации "постановщик-реставратор" у театральной премии пока еще нет.
Между тем балетный аутентизм входит в моду. Старую классику - и в Питере, и в других городах - восстанавливает Никита Долгушин. Да и для самого Вихарева обращение к "Коппелии" не первый реставрационный опыт. Благодаря ему в Новосибирском театре появилась "Консерватория" Августа Бурнонвиля, в Мариинском театре - антикварная "Спящая красавица" Петипа (наиболее громкий проект подобного рода). На подходе - старая "Баядерка" (в той же Мариинке). Во всех случаях используются архивные материалы - эскизы костюмов и декораций, фотографии. Хореографический текст реанимируется на основе записей Николая Сергеева (в 10-х годах прошлого века он работал режиссером балетной труппы Мариинского театра). Материал документальный, но не вполне достоверный. Если оформление еще можно воссоздать "один в один", то движения все же вернее передавать по старинке - "с рук на руки, с ног на ноги". С балетами, утраченными уже несколькими поколениями, такое, конечно, невозможно. И постановщику не обойтись без додумывания и дофантазирования отдельных па и танцевальных реплик.
Между тем обаятельная новосибирская "Коппелия" выглядела довольно-таки правдоподобно. Вихарев попытался вернуться к простодушной классике, еще не знающей технических наворотов и головокружительных сложностей. Стиль складывается из мелочей и деталей. Кокетливый поворот плечиком, овал рук над хорошенькой головкой, наивный "щебет" пуантов... Балетная сказка про поселян и поселянок, живущих среди заводных кукол, похожа на оживающий гобелен из дорогого музейного собрания. На фоне старонемецких домиков с черепичными крышами проходит череда нарядных характерных и классических танцев. Чардаш сменяет мазурку, нежное адажио - бойкие танцы подруг. Третий акт - отражение первого, только дивертисмент становится еще торжественнее. Заводила веселья - Сванильда. Крепкая, бравурная балерина Анна Жарова лихо отчеканила рисунок партии. Уверенно провела танцевальные эпизоды, но в игровом втором действии несколько спасовала. Мастеру Коппелиусу (Игорь Ядыкин) было совсем нетрудно обмануться. Куклоподобная Сванильда Жаровой вполне могла бы пополнить его чудесную кладовую. Одурачивание мага хитрой деревенской девчонкой - единственное приключение "Коппелии" - оказалось неважным. Зато диковинные автоматы - рыцари, клоуны, шуты, звездочеты и фокусники, похожие на старинные игрушки, - добавили спектаклю дорогой нарядности.
Когда-то чрезвычайно популярная "Коппелия" в Москве почти не идет. Неудивительно, что переполненный зал встретил спектакль как сказочный подарок. Даже несмотря на то, что оркестр новосибирского театра под управлением Сергея Калагина сыграл партитуру Делиба далеко не лучшим образом.
А что вы думаете об этом?