В понедельник в сенате прошло уже второе заседание рабочей группы во главе с вице-спикером Александром Торшиным, а первое собрание самого Совета ожидается через полтора месяца.
"Ни о каком восстановлении вертикали Советов нет и речи", - в один голос уверяли "Известия" все наши собеседники в Совете федерации и региональных парламентах (хотя некоторые и добавляли: "А что в ней плохого было?"). Действительно, возродить существовавшую до 1993 года вертикаль законодательной власти - когда все Советы в стране, от поселкового до Верховного, составляли единую систему, с подчинением нижестоящих вышестоящим, - сейчас невозможно. Конституция не велит. Точно так же нельзя выстроить по вертикали всю исполнительную власть - от президента до мэров. Но Москве все время хочется как-то организовать региональные власти. В качестве компенсации губернаторам, удаленным из сената, создали Госсовет, где они раз в три месяца могут обсуждать с президентом животрепещущие проблемы современности. Членство в Госсовете дает им еще и знак формальной принадлежности к федеральной власти (пусть и в ее совещательном органе).
Надо же пристроить в какой-нибудь столичный орган и спикеров региональных парламентов, тоже лишившихся кресел в сенате. Разговоры о необходимости создания для них чего-то аналогичного Госсовету шли еще с осени 2000-го. Сначала думали о совещательном органе при президенте и под его руководством. Потом идея трансформировалась в некий совет при Совфеде. Но в сенате весь прошлый год шла смена состава, и было не до того.
Уже сейчас в России есть семь региональных ассоциаций законодателей (по числу округов). Четыре года существует и Союз законодателей России, общественная организация, учрежденная физическими лицами - 69 спикерами заксобраний. Вице-президент Союза Владимир Платонов, спикер Мосгордумы, и выступил главным лоббистом создания Совета. После его письма Миронову бюрократическая машина закрутилась активней. Первоначально Платонов планировал создать Межрегиональный совет законодателей, который занимался бы координацией деятельности всех региональных органов власти. В сенате эту идею подхватили, но слегка заземлили. Из названия Совета слово "координационный" решили убрать - по Конституции координация деятельности всех ветвей власти возложена на президента. Но все равно новый орган займется именно координацией - хотя его решения и не будут обязательными. Совет будет согласовывать работу местных парламентов с планами федерального парламента. И в идеале именно через Совет законодатели Сибири наконец-то узнают, чем занимаются их коллеги на Кавказе.
Создание Совета связано и с идеями, активно продвигаемыми спикером Мироновым. Он уже не раз говорил о необходимости согласовывать работу федерального и местных парламентов, предлагал даже принять 5-летний план законотворческой деятельности для всей страны (в сенате об этом говорят - "нам хотя бы на год спланировать").
В принципе упорядочивание всей работы над законами в стране пойдет и власти, и гражданам только на пользу. Приблизит федеральный парламент к местным интересам, поможет приводить в соответствие федеральному законодательству местные законы (это вечный процесс - по словам Платонова, только за два последних месяца в ходе законотворческой деятельности федерального парламента около 500 региональных законов стали "несоответствующими"). Можно будет лучше понять, какие именно законы необходимы и на местном, и на федеральном уровнях, и выстроить их по степени важности. Не нужно будет также все время изобретать велосипед. Как сказал "Известиям" Александр Торшин, "новые законы лучше писать, обобщив перед тем региональный опыт. Если, к примеру, в 50 регионах есть хорошие законы о дорогах - и хорошие дороги, то разумнее принимать новый федеральный закон, подстраиваясь под них. Если окажется, что местные законы умнее федеральных, то зачем упираться?"
Легче станет и пробивать региональные инициативы через Госдуму. В планах - и создание Банка законодательных инициатив, и обобщение региональных законотворческих наработок (сейчас этим занимается Минюст, но в сенате жалуются, что почти ничего об этом не знают).
Первое заседание Совета предполагается провести уже 24 мая, и на него позовут Путина. По своему устройству новый орган не будет копией Госсовета, но все очень похоже. Разве что заседать будут реже - раз в полгода. Будет президиум (наверняка во главе со Мироновым), удостоверения. Не будет у нового органа только власти - но он не для этого и создается.
А что Вы думаете об этом?