Великого севильского грешника оправдывают уже давно. Кем он только не был: и искателем идеала, и разочарованным странником, и вдохновенным художником, и мрачным мистиком… Балетмейстер Наталья Фиксель в "Оправдании Дон Жуана" представила многогранный образ наглядно - поручила роль Дон Жуана сразу трем танцовщикам.
Дон Жуан номер один (Василий Мусихин), номер два (Роман Андрейкин) и номер три (Илья Токарев) появляются в спектакле строго по очереди. Все как один - в глубокой депрессии. Похоже, их не интересует не только женщина, но и жизнь как таковая. Отличить Дон Жуанов можно только по цвету костюмов. Один - белый, другой - серый, третий - черный. Танцовщицы одеты более ярко. Оранжевая Эльвира (Наталья Королихина), терракотовая Лаура (Анжелика Шевченко) и красная Донна Анна (Рамуне Ходоркайте) действуют активно и напористо. Дамы искусно соблазняют усталых Дон Жуанов, внушая им свои настроения. Эльвира втягивает кавалера в отрешенно-мечтательный танец. Лаура затевает энергичный любовный поединок. Донна Анна превращает свидание в игриво-манерную церемонию. Красотки тоскуют по материнству - недвусмысленно выпячивают животы, пугая и без того инфантильных Дон Жуанов. Прямо-таки не оправдание, а сплошное отрицание героя. Фонограмма шуршит и звенит психоделическим техно, светит надувной мяч луны, зияет дверной проем, фигуры танцующих напоминают пропеллеры неисправных вертолетов. Пластическая абракадабра "проговаривается" жестко и остро.
И вдруг все исчезает и начинается совсем другая история. Бритоголовая дива в необъятном кринолине ворожит над статным юношей, одетым, можно сказать, "по-испански". Движений почти нет - только медлительные шажки и покачивания, да извивы воздетых рук. Донна Анна (она же, вероятно, и Командор) ведет Дон Жуана по его привычному финальному маршруту, неоднократно описанному классиками. Звучит, разумеется, Моцарт. Внушительно и ясно: миф бессмертен, потому и оправдан.
Кстати
Камерный балет "Москва" состоит из трех коллективов. Под руководством продюсера Николая Басина работают классическая труппа - одна из самых отстающих среди множества себе подобных, "Графический балет", годами исполняющий одни и те же абстрактно-акробатические миниатюры безвременно умершего хореографа Геннадия Песчаного. Яркая современная труппа "Москвы" - практически единственное доказательство того, что и у нас есть contemporary dance (именно танец, а не театрализованная пластика, исповедуемая Геннадием Абрамовым и его учениками). К сожалению, уровень новых премьер не всегда соответствует широким возможностям "современников" "Москвы". В числе последних счастливых совпадений - "Взлом" нидерландского хореографа Пола Селвина Нортона, включенный в афишу нынешней "Золотой маски".
А что Вы думаете об этом?