К моменту своей гибели 43-летний Мисюрин сделал карьеру, весьма характерную для России начала 90-х годов. За три года бывший шофер такси из Новокузнецка, возглавив фирму "НефСам" ("Нефть Самары"), нажил состояние, оцениваемое в 200 миллионов долларов. Фактически через "НефСам" и основанную Мисюриным в Бельгии фирму "Петропласт" в швейцарские банки Женевы и Ивердона уходила львиная доля прибылей от импорта продукции ПО "Куйбышевнефтеоргсинтез", директор которого Зеншин являлся одним из соучредителей "НефСама" до тех пор, пока его не зарезали в октябре 1993 года в Самаре.
В организации убийства Зеншина подозревали именно Мисюрина, но доказательств этого найти не удалось, ибо "НефСам" погрузился в пучину междоусобных войн. По разным подсчетам, в 1993--1994 годы от рук убийц погибло от 40 до 50 человек, причастных к его операциям. Сам Мисюрин чудом остался жив в январе 1994 года. Тогда, уже имея паспорт гражданина Венесуэлы, он приехал на несколько дней в Москву на встречу с преемниками Зеншина -- и на входе в гостиницу "Международная" был обстрелян парой загримированных киллеров, изображавших супружескую чету с коляской, в которой лежали "калашниковы". Мисюрин был ранен в глаз и несколько месяцев лечился в швейцарской Лозанне, где с 1992 года имел квартиру и зарегистрированную на его имя фирму -- "почтовый ящик". Едва оправившись от ранения, Мисюрин перебрался в Юкле -- пригород бельгийской столицы Брюсселя, где и был застрелен тремя киллерами 18 декабря 1994 года.
"Швейцарский след" в деле Мисюрина обозначился в 1998 году, когда местное правосудие всерьез заинтересовалось "русскими деньгами" в альпийских банках. Сначала на капиталы покойного, оцениваемые в общую сумму 5,5 миллиона франков (3,5 миллиона долларов), вышел следователь из Лозанны Жак Антенен, вскоре связавшийся с женевским прокурором Бертосса, ставшим к тому времени докой по части "русской мафии". В свою очередь, Бертосса известил об этих находках Счетную палату РФ под руководством Сергея Степашина. Собрав при содействии Таможенного комитета доказательства того, что "НефСам" экспортировал нефть по фальшивым лицензиям и укрывал от налогов большую часть выручки, ведомство Степашина потребовало от швейцарцев заблокировать банковские счета убитого коммерсанта. "Это требование было так хорошо обосновано, что нам не составило труда принять по нему решение, удовлетворившее обе стороны", -- заявляет сейчас Бертосса.
В результате неспешной, но тщательно подготовленной швейцарской судебной процедуры России теперь предстоит получить 2,2 миллиона долларов, некогда похищенных у нее Мисюриным. Еще 500 тысяч долларов его накоплений пополнят казну Женевы и Лозанны как компенсация за местные судебные издержки. Теоретически это решение суда может в 5-дневный срок опротестовать вдова Мисюрина Ольга, прячущаяся ныне и от местных властей, и от журналистов. Но скорее всего толика от былых сокровищ "НефСама" вскоре вернется на родину, где Счетная палата продолжает поиск следов прочих мисюринских миллионов.
А что Вы думаете об этом?