Например, в Судебном департаменте при ВС РФ в четверг весь день ломали голову, где в столь сжатые сроки найти недостающие 3 тысячи судей и 700 миллионов рублей, которые потребуются на оплату их работы.
- Решение Конституционного суда не означает, что с пятницы все санкции на арест, выданные прокуратурой, будут считаться незаконными, - заявила "Известиям" пресс-секретарь Конституционного суда Анна Малышева. - Постановление вступает в силу с 1 июля 2002 года, тогда же, когда вводится в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс.
Вокруг передачи полномочий санкционировать аресты судам было сломано больше всего копий во время обсуждения законопроектов, связанных с судебной реформой. Разработчики УПК внесли новеллу в текст Кодекса, ссылаясь на Конституцию РФ, однако это вызвало бурю негодования со стороны руководителей правоохранительных органов. Генпрокурор Владимир Устинов даже грозил президенту собственной отставкой, а советник генпрокурора Владимир Колесников утверждал, что если суды будут санкционировать аресты, деятельность правоохранительных органов парализуется.
Владимиру Устинову пришлось лично убеждать президента повременить с новацией. Тот согласился, и в текст УПК внесли "переходное положение", согласно которому суды получали право выдавать санкции на арест только с 1 января 2004 года.
Судейское сообщество, которое давно стремится к усилению своих позиций, с отсрочкой соглашалось. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, для введения такой практики потребуется дополнительно 3 тысячи судей по всей России и примерно 700 миллионов рублей на оплату их работы.
- В федеральной целевой программе, которая уже утверждена правительством России, предусматривалось увеличение численности судей на 3 тысячи человек. Этот процесс должен был идти постепенно и продлиться четыре года - с 2003-го по 2006-й, - заявил "Известиям" пресс-секретарь Судебного департамента Сергей Попов. - Теперь эти сроки придется кардинально ужать.
По оценке самих служителей Фемиды, уложиться в три с половиной месяца нереально. Потому что согласно новой редакции Закона о статусе судей, назначение на должность судьи отныне тоже происходит по новой схеме. Процедура усложнилась: теперь о судейских вакансиях нужно обязательно объявлять через СМИ. А указ о назначении на должность судьи, который подписывает президент, проходит через канцелярию в течение как минимум четырех месяцев.
В Верховном суде России решение коллег из КС тоже вызвало некоторый переполох. Хотя официальные комментарии были весьма сдержанными.
- Мы давно настаивали на том, что судьи, а не прокуроры должны санкционировать аресты, - заявил "Известиям" пресс-секретарь Верховного суда Николай Гастелло. - Однако никто не думал, что это произойдет настолько скоро. Полагаю, теперь Госдума должна будет внести поправки в бюджет и добавить судьям недостающие средства.
В Генеральной прокуратуре постановление КС тоже восприняли безрадостно. Теряя возможность санкционировать аресты, ведомство Владимира Устинова резко теряет в весе. Однако официальные комментарии опять же были весьма сухи:
- Мы пока не видели постановления суда и потому не можем его комментировать, - заявил "Известиям" пресс-секретарь Генпрокуратуры РФ Леонид Трошин. - А вообще у Генпрокуратуры позиция такая: мы не обсуждаем законы, мы их исполняем.
Для главного идеолога судебной реформы замглавы кремлевской администрации Дмитрия Козака вердикт КС тоже оказался неожиданным.
- Это решение обжалованию не подлежит, а подлежит исполнению. Поэтому мы будем изыскивать ресурсы, - заявил Дмитрий Козак "Известиям". - Судебная власть по своей природе такова, что она не может учитывать материальные обстоятельства, она должна действовать только по закону и Конституции. Президент стремился как можно скорее исполнить это требование Конституции, но расчеты показывали, что немедленно внедрить его мы не можем. Так что сейчас Верховному суду и правительству необходимо определиться, каким способом это сделать. Но к 1 июля эта проблема должна быть решена.
А что Вы думаете об этом?