Совместный мозговой штурм актуальных проблем выливается в создание коллективного политического взгляда, а затем и в форму докладов СВОП по самым разным темам - от проблем глобализации до нового освоения Сибири и Дальнего Востока. Дело власти - прислушиваться к рекомендациям аналитиков или отвергать их. Впрочем, в последние годы отделить СВОП от власти стало довольно трудно - количество совсем не рядовых депутатов Госдумы, бывших и действующих министров среди членов совета впечатляет. "Известия" попросили председателя президиума СВОП Сергея КАРАГАНОВА вспомнить, зачем вообще создавалась эта организация.
- В тот момент, в конце 1991 - начале 1992 годов, была необходима интеграция старой элиты в новое общество. В первую очередь силовой и дипломатической элит, которые были абсолютно растеряны, ведь они только что потеряли страну. И было понимание того, что необходимо вырабатывать стратегические концепции развития общества в ситуации, когда само общество теряет ориентиры. Это-то как раз и обсуждалось четырьмя-пятью основателями СВОП.
- Когда был "звездный час" СВОП?
- Их было два. Про один я не могу рассказать. Нас несколько раз пытались закрыть, оттеснить. Несмотря на то что СВОП никогда не претендовал на то, чтобы подменять власть, при каждой смене власти начинались попытки "прижать" нас.
Если говорить о том, что можно выделить, то это безусловно 1993-1994 годы, когда мы организовали сопротивление политике бездумного равнения на Запад - даже когда сам Запад этого не просил.
- Сколько человек сейчас входит в совет?
- За десятилетие мы выросли с полутора десятков до 136 членов. У нас очень жесткая система отбора. Если люди не хотели участвовать, помогать друг другу, они уходили. Или их "уходили". У нас есть две причины, по которым человек может уйти из совета - из-за неучастия в работе и из-за действий, направленных против другого члена СВОП. Из-за неучастия ушли человек 15, по второй причине - один.
- Почему последствия 11 сентября 2001 года до сих пор не стали предметом осмысления на СВОП?
- На самом деле эти проблемы мы обсуждали еще до 11 сентября, когда готовили доклад на тему глобализации. Там все было написано и сказано, разве что число не названо.
А сейчас мы готовим исследование о новых вызовах безопасности и о том, как, на наш взгляд, надо на них реагировать России. Ответы на эти вопросы должно искать прежде всего гражданское общество, поскольку государство занято оперативными проблемами.
Кроме того, мы готовим книгу, в которую войдут все написанные нами за эти десять лет доклады - их 43. Выяснилось, что ни от одного из них мы сегодня не отказываемся.
- Президенты - нынешний и бывший - реагировали на рекомендации совета?
- Я точно знаю, что многие доклады читались и обсуждались. Многие не нравились. А вот насчет того, какие нравились, я бы не хотел говорить. В 2000 году мы выпустили книгу "Стратегия для России: Повестка дня для Президента-2000". Многое в сегодняшнем развитии России в значительной степени совпадает с философией этой книги.
Кроме двух вещей. Мы говорили, что нужна сильная исполнительная власть - но при этом ни в коем случае нельзя ослаблять представительную власть и нельзя ограничивать свободу прессы. Мы понимали, что такие ограничения могут быть неизбежны - но только как временный этап. Если мы застрянем на этом этапе, значит, мы проскочили мимо той цели, к которой всегда стремился СВОП: процветающая, свободная и великая Россия.
А что Вы думаете об этом?