В среду заседание сената - первое после раздела руководящих постов и принятия нового регламента палаты. Теперь сенат будет собираться минимум два раза в месяц.
В среду сенаторы выступили с собственной законодательной инициативой, за которую даже были удостоены похвалы Сергея Степашина, заявившего, что Совфед "занял самостоятельную политическую позицию". Речь идет о принятом в среду и отправленном в Думу проекте "О внесении изменений и дополнений в закон "О Счетной палате". Как заявил в среду Степашин, СП два года не могла добиться от Думы принятия этих поправок. Поправки предлагают усилить роль СП - хотя сам Степашин и сказал в среду, что никаких дополнительных полномочий не просит и филиалом спецслужб становиться не собирается.
В новой редакции закона особо выделяется независимость СП, уточняются ее отношения с ЦБ (банкиров обязывают предоставлять аудиторам информацию и документацию об операциях с бюджетными деньгами), вводится ответственность должностных лиц за отказ от предоставления информации аудиторам.
Одной из поправок стала конкретизация отношений СП с президентом. Как сказал Степашин, "раньше с главой государства у нас были факультативные отношения. Он меня знает, я его знаю". Теперь поручения президента СП станут обязательными, так же как и регулярные отчеты Сергея Степашина Владимиру Путину (а не только Госдуме и Совфеду).
Обсуждение поправок проходило хоть и долго, но благоприятно для СП. Сенаторы даже решили добавить в законопроект еще одно положение - о наделении палаты правом самостоятельно обращаться в суд. Сенатор Маргелов спросил, когда последний раз проводилась проверка самого Совфеда. Степашин отреагировал моментально: "Вы что, решили начальника аппарата заменить?" И порекомендовал не уподобляться коллегам из Госдумы. Там идет скандал вокруг аппарата, и некоторые депутаты просят провести проверку его деятельности. Степашин, видимо, не знал, что глава аппарата СФ сменился два месяца назад, а потому заявил, что ему "не очень хочется вступать в разборки, в корпоративные отношения". Нехорошо, посетовал он, "когда приходят люди с деньгами и просят: проверь эту организацию. У меня таких случаев только в прошлом году четыре было".
Предложение Александра Назарова о том, чтобы аудиторы приносили присягу, не вызвало энтузиазма у Степашина, вспомнившего, что он, как офицер, уже один раз присягал.
Прохождение закона через Думу не будет легким. И дело не только в позиции многих депутатов, но и в отношении правительства к усилению Счетной палаты. Как выяснилось в конце обсуждения, правительство негативно относится к некоторым положениям обсуждавшегося законопроекта. Об этом заявил вчера представитель правительства в Совфеде.
Сам Степашин в среду заявил, что он не говорил о законопроекте с премьером Михаилом Касьяновым и о позиции правительства "узнал только что". Впрочем, про не очень теплые отношения Касьянова и Степашина говорят уже давно.
А что Вы думаете об этом?