Между тем, в афише Большого театра этой простодушной комедии не было очень давно. Теперь досадный пробел восполнен. Труппа танцует один из лучших спектаклей мирового репертуара - "Тщетную предосторожность" английского балетмейстера Фредерика Аштона.
Он поставил его в 1960-м в Королевском балете Великобритании, наслушавшись чарующих рассказов бывшей примы Императорского Мариинского театра Тамары Карсавиной. Она же показала многие мизансцены. В премьере Большого зрители со стажем заметят совпадения с русской "Тщетной" (в Петербурге к этому сюжету обращались Лев Иванов и Мариус Петипа, а москвичи еще помнят версию Александра Горского). Но все же "Тщетная предосторожность" Фредерика Аштона - произведение чисто английское. История озорной дочки и ее жениха, перехитривших строгую мамашу, стала поводом для тонкого парадокса.
Обманы, розыгрыши, забавные недоразумения - всего лишь первый план комедии. Персонажи балета, поселяне и поселянки, играют в галантных аристократов. А может, аристократы переоделись в наивных сельчан. Юмор переполняет не только пантомимные, но и танцевальные эпизоды. Сложные классические движения то и дело "прикрываются" простецкими крестьянскими ухваточками. Замысловатые параболы прыжков сменяет незатейливый вальсок. Бег на пуантах чаще напоминает не о Сильфиде, а о резвой лошадке. Но танцевальные рисунки изобретательны и галантны. В "Тщетной" есть и головоломные па-де-де с лентами, и кордебалетные карусели-хороводы, и прочее кружевное узорочье. В балетной пасторали уместны даже танцующие куры и живой пони. Не говоря уже о снопах, маслобойках и прялках. Лиза (Нина Капцова) и Колен (Андрей Болотин) лихо управляются со всей этой живностью и утварью, милый "пейзанский роман" они протанцовывают с легкостью и шармом.
Возможно, игре балерины чуть не хватает естественности, а ее кавалеру - озорства и темперамента (сказалось премьерное волнение - Горячева и Болотин не предполагали танцевать первый спектакль и о перемене составов узнали за несколько часов до выхода на сцену). Не до конца свободны и исполнители комических ролей. Мамаша Симона (Александр Петухов) строит из себя то ли чопорную английскую феодалку, то ли невозмутимую классную даму. Зажиточный селянин Тома (Андрей Ситников) расхаживает гоголем и не расстается с самодовольной улыбкой. Его сынок Ален (Геннадий Янин) - незадачливый жених строптивой Лизы - попросту идиотничает. А ведь роль этого деревенского увальня и недотепы предполагает гораздо больше актерских красок. Артисты Большого еще боятся импровизировать. Не оставляло впечатление, что, может, и хотели бы сыграть развеселый капустник, но вовремя спохватились, оглянувшись на великие стены главного театра страны. Наверное, "Тщетную предосторожность" со временем перенесут в филиал, и тогда эта комедия окажется более открытой и радостной.
Впрочем, балетмейстер-постановщик Александр Грант (ему принадлежат права на восстановление нескольких спектаклей Фредерика Аштона) уровнем труппы Большого театра остался доволен. А худрук балета Борис Акимов предрек спектаклю долгую жизнь, сказав на пресс-конференции, что показывать "Тщетную предосторожность" будут не только по вечерам, но и на детских утренниках. Февральская афиша пока не исполнила этого обещания. Зато не оспорила другого утверждения Акимова - балет в Большом театре стал гораздо главнее оперы.