В связи повышенным вниманием руководства страны к физическому развитию граждан предлагаю ввести в число экстремальных и массовых видов зимнего спорта пешее хождение по московским улицам. Можно бы выбрать для состязаний другие северные столицы (Стокгольм, Хельсинки, Осло), но там местные власти между снегопадами дороги и тротуары чистят и посыпают мелкими камушками, не понимая, каких возможностей лишают своих собственных граждан. Ведь когда гражданин передвигается по выбоинам и колдобинам различной конфигурации и степени обледенения, у него включены в работу разные группы мышц, суставов и сухожилий, начиная с голеностопных и выше. Руки тоже работают, потому что в попытке удержать равновесие ими приходится часто и резко взмахивать. А уж лучшей тренировки вестибулярного аппарата и не придумать. Занятие таким спортом развивает в человеке волю к победе и чувство здорового оптимизма с верой, что дойдет до места живым.
Места будущих соревнований следует разделить по степеням сложности. Тверскую улицу от метро "Маяковская" до гостиницы "Националь" я бы выделил начинающим, чьи первые успехи можно отмечать почетными грамотами или значком ГТО ("Готов к труду и обороне"). А вот смельчаки, рискнувшие свернуть на Моховую и двигаться в сторону Малой Никитской, достойны, на мой взгляд, спортивного разряда. Следующими по сложности можно считать маршруты в районе Марьиной Рощи, Тишинского рынка, Покровских ворот и метро "Электрозаводская".
Лично я в результате упорных тренировок освоил дистанцию от Ленинградского проспекта до Красноармейской улицы по Первой Аэропортовской. Этот отрезок пути я отношу к высокой степени сложности и прошедшим его присвоил бы звание мастера спорта, а недошедших готов удостоить нашивок о ранении или медали "За отвагу" (посмертно). Но есть целые районы, которые я бы вообще на весь осенне-зимний период закрыл, сделав исключение разве что для чемпионов по данному спорту и мастеров цирковой эквилибристики высшего класса.
Всякий спорт травматичен, а экстремальный тем более. Из знакомых мне москвичей можно составить уже целую инвалидную команду с диагнозами от перелома шейки бедра до черепно-мозговой травмы и повреждения позвоночника плюс мелкие переломы, вывихи и ушибы. Из наиболее пострадавших кое-кого можно направить на Олимпийские игры для инвалидов-колясочников.
Про меня часто говорят, что я сгущаю краски, хожу, опустив голову, и вижу только плохие стороны того или иного явления, но это не так. Я не отрицаю, что наши бывшие пешеходы страдают не напрасно. Жертвуя собой, они повышают благосостояние врачей-травматологов и содействуют развитию протезно-костыльно-гипсовой промышленности. Да и оборонные предприятия имеют шанс в порядке конверсии выполнять план клепкой колясок заместо танков. Я в жизни вижу много хорошего, и не надо меня призывать поднять выше голову и посмотреть, какие чудесные здания построены в городе заботами городских властей и лично нашего мэра Лужкова. Я бы с удовольствием посмотрел, но боюсь. Боюсь, что, подняв голову и увидев упомянутые сооружения, я не замечу наледи под ногами и в результате буду вынужден осматривать только институт Склифосовского, да и то изнутри. Хотя, не спорю, Лужков - молодец! Храм Христа Спасителя возвел, под Манежем что-то нагородил, какие-то мосты передвинул, Поклонную гору преобразил и Кольцевую дорогу расширил. "Лужков молодец!" - подтвердил ковылявший рядом со мной человек, но как раз в этот момент поскользнулся и, падая, успел опять помянуть Лужкова, но в каком-то ином контексте. А я, пока не упал, повторяю: Лужков молодец! Как он о нас заботится! Другой на его месте транжирил бы денежки на уборку снега и льда, которые весной и сами растают, и на рассыпку по асфальту каких-то ничтожных камушков, которые потом надо снова сметать. А он нас и к массовому спорту привлекает, и крупное что-то строит, и грандиозное нечто ломает. Теперь, я слышал, "Россию" собирается к черту снести (не страну, конечно, а гостиницу) и на ее месте построить что-то умопомрачительное.
А что касается России-страны, то, как известно, прошлое ее величественно, настоящее прекрасно, а будущее - непредставимо великолепно. В будущем мы настроим много замечательных травмопунктов или станем на четвереньки и научимся преодолевать снежные завалы и ледяные наросты без тяжелых телесных повреждений.
Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции.