Это из преамбулы ко Всеобщей декларации прав человека, многие строки которой сегодня так и подмывает перефразировать вплоть до обратного смысла и изложить в такой, допустим, редакции:
"Принимая во внимание, что излишнее уважение к правам человека, включая право на передвижение, на неприкосновенность жилища и защиту от вмешательства в частную жизнь, на тайну переписки и телефонных разговоров, и проч., и проч., предоставляют неограниченные возможности создания преступных организаций, партий и движений и способствуют условиям, в которых удобно плести заговоры, копить оружие, делать взрывные устройства, смешивать яды и вирусы, чтобы убивать людей большими массами и поодиночке..." И дальше я бы выделил отдельной статьей положение, что человек своими свободами и правами разумно распоряжаться не научился и потому лишается права на все права.
Мои рассуждения, конечно, должны восприниматься как горькая шутка. Тем более после нашего печального опыта, когда мы семьдесят лет не знали других прав, кроме права на труд, на отдых и беспечную старость, до которой дожить не надеялись. Автор данных строк, будучи свободолюбивым во всех отношениях существом, всегда считал себя горячим сторонником и пассивным защитником человеческих прав и свобод, за что бывал порой сильно порот. Но теперь ему кажется, что выработанные гуманистами прошлого идеи и убеждения в наше время не выглядят совершенно бесспорными. Считалось бесспорным мнение, что с идеями можно бороться только идеями. Можно-то можно, но не всегда и не только. С идеями Гитлера человечество боролось несколько лет, применяя все виды оружия и терпя большой урон в живой силе, превращаемой в мертвую. Теперь идеи бен Ладена критикуют бомбардировщики Б-52, а Хаттабу возражают большие пушки. Советская власть всегда боролась со словом, часто тихим и безобидным. Борьба со словом ведется и сейчас, но, может быть, в более осмысленном виде. Все-таки подрывная литература существует и любая может быть таковой. Даже священные писания. Библия - для ирландских террористов и Коран - для палестинских самоубийц. Подрывными могут быть агитки, статьи, стихи, учебники истории и географии. Подрывная литература переходит все границы моральные и государственные и тоже иногда имеет силу динамита. И вот, борясь со всеми угрозами нашего времени, власти разных стран, включая самые свободные, борются со словом и свободой во всех ее видах. Ограничивают свободу научного поиска, запрещая (напрасные усилия) опыты по клонированию человека. Подвергают обузданию свободу добывать и распространять информацию. Американские власти просили журналистов не демонстрировать по телевизору Осаму бен Ладена и не печатать в газетах его речей, подозревая, что в них закодированы обращения к единомышленникам. Надо отметить, что показ результатов террора и войны с ним вызывает эмоции в пользу террористов. Когда я вижу крушения домов в Москве, Нью-Йорке или Иерусалиме, меня охватывают ужас, гнев и желание отмщения дикарям, это сделавшим.
Видя покалеченных осколками афганских или чеченских детей, я знаю, что войны без этого не бывает, но мне хочется вопить, что война должна быть немедленно остановлена. Чтобы не возбуждать в людях пацифистских настроений, американские власти просят журналистов не слишком сосредотачиваться на ужасных подробностях войны. Чем дальше, тем больше наши свободы и права урезаются, и мы сами охотно на это идем. Авиапассажиров (я об этом писал) везде и тщательно обыскивают (и правильно делают). Во многих странах обсуждается вопрос об обязательном снятии со всех отпечатков пальцев (я согласен). В умах и душах людей зреет соблазн твердых порядков вроде фашизма. Может быть, с человеческим лицом, которого у него не бывает. Нарастает желание поместить всех за стекло и самим за ним спрятаться. В этом контексте телевизионные опыты можно рассматривать как репетицию нашей будущей жизни по Замятину или Орвеллу. Тем более что, как мы видим, за стеклом можно жить и даже привыкнуть к постоянному наблюдению. А уж с нашим-то опытом...
Задайте вопрос Владимиру Войновичу
В понедельник, 10 декабря, Владимир Войнович ответит на вопросы читателей на очередной встрече-чаепитии в Клубе "Известий". Вопросы можно присылать на электронный адрес редакции reader@izvestia.ru или по факсу 209-36-20.