Как рассказал "Известиям" действующий начальник колонии "Дубравное" (учреждения ЖХ-385) Владимир Краснопутский, неоднократно судимый Александр Спичка был осужден за ряд тяжких преступлений. В 1994 году, отбывая наказание под Москвой, Спичке удалось бежать, подкупив часового. В бегах он находился около 6 лет и за это время, по неофициальным данным, успел стать киллером и даже убил сотрудника ФСБ.
- Спичка попал в нашу колонию в 1998-м, - сказал "Известиям" Владимир Краснопутский, - суд приговорил его к двум с половиной годам за побег, и еще шесть с половиной лет он должен был отсидеть по прошлому приговору.
Как рассказала "Известиям" прокурор Управления информации Генпрокуратуры Татьяна Матюнина, сразу после прибытия Спички в Мордовию его друг Сергей Кривенко, председатель одного из садовых товариществ, и адвокат Сергей Иконников развернули бурную деятельность. Они в деталях выяснили, как происходит помилование осужденных, а затем познакомились с Сергеем Литюшкиным, бывшим тогда начальником ЖХ-385. Из его рук они получили чистые бланки колонии с гербовой печатью, на которых составили характеристику Спички и представление о помиловании.
Эти документы Литюшкин подписал. Кроме этого, Иконников и Кривенко подделали медицинские справки, из которых выходило, что у заключенного туберкулез в тяжелой форме и сахарный диабет. Согласно другим подделанным документам, у Спички появилась жена и малолетний ребенок на иждивении. Все бумаги были отправлены в Москву в Управление по помилованию. Там данные Александра Спички были включены в проект указа президента. В августе прошлого года указ был подписан, и Спичка оказался на свободе.
Сразу после этого бывшие соратники Спички принялись требовать у него 200 тысяч долларов, угрожая в противном случае засадить его обратно. Но спустя месяц киллер скончался от передозировки наркотиков. Впрочем, как предположил в беседе с "Известиями" начальник Следственного управления прокуратуры Мордовии Иван Кандрин, с киллером просто свели счеты. Немногим позже трое, включая полковника Литюшкина, были взяты под стражу. На днях следствие по их делу было закончено.
Как признался "Известиям" начальник Управления по помилованию президентской администрации Роберт Цивилев, для него все происшедшее стало шоком.
- Это, безусловно, предательство, - сказал Цивилев. - Мы не проверяем содержание поступающих документов, они приходят с сургучной печатью, подписанные начальником колонии. Мы даже предположить такого не могли. Такое снова не повторится. Мы теперь даже сотрудников разделили по федеральным округам, чтобы они знали подпись каждого начальника колонии до малейшей закорючки.
В настоящее время обвиняемые находятся под стражей. Литюшкин обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжелые последствия, Иконникову и Кривенко инкриминируется подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями и организация подделки документов.