Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Возобновление Истории

XXI век и III тысячелетие начались 11 сентября 2001 года, в 8:45 утра по нью-йоркскому времени. В тот же день и час произошло гораздо более значимое событие - История возобновилась. По крайней мере для той значительной части человечества, которую часто называют "цивилизованной", вновь начался отсчет времени. История возобновилась и разрушила ту иллюзию благополучного завершения эволюции всемирной цивилизации, которая возникла в конце 80-х, после поражения коммунистической системы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Тогда нарушение баланса сил двух мировых систем, определявших развитие на протяжении почти всего века, породило эйфорию победы без применения силы. Ее следствием стала трудноконтролируемая самодостаточность западного мира, пренебрежение к международным институтам и нормам, которые к тому же были во многом порождением биполярного мира и казались в новых условиях излишними. Провозглашенная доктрина "конца истории" утверждала, что западный мир, его ценности, рыночная экономика и построенная на их основе мировая политическая система - это наивысшее развитие цивилизации. Остальные страны и системы так или иначе, рано или поздно в рамках процесса глобализации будут втягиваться в подобную логику "догоняющего" по отношению к Западу развития и следовать за ним. При этом те культуры и цивилизации, которые по собственной воле или по нежеланию Запада останутся "за бортом" глобализационного процесса, будут деградировать и погибать в процессе "исторического отбора". Будущее человечества превращалось из напряженного поиска и борьбы различных моделей развития в механический процесс перемалывания стран, народов и культур, где не все дойдут и дотянутся до "зияющих высот" потребительской цивилизации современного западного общества. Западный мир присвоил себе в этот момент статус Демиурга, не только творящего мир, но и уже являющегося сегодня его будущим. Придание развитию Запада такого статуса и ценности позволяло "не учитывать" остальной мир и одновременно порождало принципиально новые подходы к организации международных отношений, "глобальный эгоизм" - право вмешательства в любую ситуацию в любой точке Земли на основании "гуманитарных" соображений и ценностей прогресса. Однако попытка "закрыть историю" оказалась иллюзией. "Битва с фантомами" и угроза поражения через победу "Цивилизованный мир" уже давно балансирует между ростом собственных амбиций и потребностей, с одной стороны, и самосохранением - с другой. Рост благосостояния и технологической мощи Запада создает иллюзию всемогущества потому, что понимание ограниченности и опасности подобного развития вытесняется из актуального, обыденного сознания и западного обывателя, и правящих элит. Но тем сильнее эффект "прорыва реальности", когда эта самая действительность является цивилизованному миру во всей своей ужасающей мощи, как это и случилось 11 сентября. Опасность ситуации в том, что для "цивилизованного мира" слишком велик соблазн увидеть в происходящем свидетельство недостаточной решимости и недостаточной твердости в проведении своей линии, отстаивании необходимости глобализации и своего представления о будущем. Результатом этого становится "великая битва" с проявлениями кризиса, но не с его причинами. Сегодня мы видим попытку вернуть (точнее, сохранить за собой и теперь, после 11 сентября) право безусловного мирового лидерства. Запад, и прежде всего США, претендует на то, чтобы объединить и подчинить себе действия мирового сообщества, только теперь уже не под лозунгом глобализации, а под лозунгом новой многолетней холодной войны с новым мировым злом. И в принципе нет особых сомнений в том, что в этой борьбе западная цивилизация сможет одержать победу или, по крайней мере, продемонстрировать "картинку" того, что победа состоялась. Однако эйфория победоносной войны может вновь сыграть с цивилизованным миром злую шутку. Иллюзия самодостаточности и мощи может вновь дать Западу основания считать себя хозяином мира, имеющим возможность пренебрегать иным мнением. Может толкнуть "цивилизованный мир" на путь вселенской политики поощрения и наказания, определения правых и виноватых. Результатом может стать опасность самоуничтожения и западной цивилизации, и всего мира в результате такой "победы". Новое лицо цивилизации: возвращение воли и веры Победа в этой войне с призраками кризиса не решает основной проблемы - ракетами и авиаударами нельзя уничтожить саму идею о том, что возможен и необходим иной путь развития человечества. Это значит, что нас действительно ждет новая "холодная война" - война идеологий и глобальных проектов. Идеология вновь вернулась в историю. Мир оказался перед лицом угрозы куда более серьезной и мощной силы - жестокой воли и фанатичной веры. "Реванш ценностей", с которым сегодня сталкиваются "цивилизованный мир" и мировое сообщество, - это вызов иллюзии превосходства рационального и прагматичного в политике. В конечном счете, главным в оценке событий 11 сентября становится вопрос не о технической или политической, но об этической возможности того, что случилось. Сегодня наши политическое сознание и представления о принципах разрешения конфликтов не позволяют адекватно ответить на тот мировоззренческий вызов. С одной стороны, "цивилизованное сознание" провозглашает непреходящую самоценность каждой человеческой личности, значимость и приоритет индивидуальной жизни и свободы. Однако одновременно мы все более последовательно отвергаем мораль и ценности в политике, уповая на формальные процедуры, правовые нормы, политические технологии и баланс интересов. Более того, мы склонны по-разному оценивать ценность человеческой жизни, в зависимости от того, насколько она нам близка и понятна. Однако новые субъекты мировой политики претендуют на то, чтобы вернуть актуальность ценностям в политике и придать новый характер социальной интеграции. Гражданское общество как система организации и выражения интересов различных групп населения может и не устоять под напором так называемой "уммы". При этом противники "цивилизованного мира" используют в своих интересах одновременно и фанатизм, и технологические возможности западной цивилизации, создавая крайне выразительный, сильный и одновременно непонятный для "цивилизованного сознания" эффект. Удар наносится по самому уязвимому месту человека и общества "информационной эпохи" - по массовому сознанию. И этот "цивилизованный организм" оказывается не готов к тому, что его собственные изобретения "информационного доминирования" и "культурной экспансии" вдруг используются против него самого. Улица с односторонним движением вдруг превращается в движение встречное, но без разделительных полос, знаков и указателей. Кризис государства и новый мир с неопределенной структурой И именно поэтому на этот раз особой уверенности в победе Запада нет. Все-таки коммунистическая идея, при всей ее оппозиционности современной западной цивилизации, была идеей западной по происхождению, "внутренней" и потому понятной. Коммунизм провозглашал ценности прогресса не менее, а то и более последовательно, чем западный мир. И коммунистическая утопия "царствия Божьего на Земле" ненамного отличается по сути от идеи "золотого миллиарда". В общем, это был прежде всего конфликт внутри западного мира. Сегодня ситуация выглядит иначе. История человечества перестает быть историей Западной цивилизации и Севера планеты. Сегодня мы на пороге нового вторжения масс в историю. Все нарастающее и усиливающееся антиглобалистское движение превращается сегодня не просто в выступление против цивилизационного проекта Запада, но все яснее приобретает черты альтернативной глобализации, имеющей различные, в том числе и крайне опасные, варианты. Сегодняшний мир - это не однополярный и не многополярный мир. Это мир с неопределенным количеством полюсов, где точно и до конца неизвестно не только их количество, но и что они собой представляют, как организованы, каково их качество, стабильность и цели. Такая ситуация отражает глобальную тенденцию, связанную с кризисом классической модели государства и развитием иных способов организации и структурирования социального и политического мира. В эпоху "постклассического государства" гораздо большее значение начинают приобретать горизонтальная самоорганизация и взаимодействие локальных сообществ, создаваемых по различным критериям и признакам. Традиционная политическая карта мира и система наднациональных институтов подвержены эрозии перед лицом выходящей из-под их контроля всемирной сети информационного общества. Политическое пространство "сжимается", уплотняется, попутно разрушая то, что называется национальным политическим процессом. Все большую роль в политике играют транснациональные субъекты, но уже не только бизнес-корпорации, но и иные структуры и организации. Сегодня субъектами политики в той или иной стране являются одновременно и национальные лидеры, и представители иных государств, народов, религиозных организаций, международного капитала и различных глобальных социальных движений. Часть из них к тому же имеет не вполне легальный статус, представляя всемирный "теневой" политический процесс и международную преступность. Новые глобальные политические субъекты приобретают такую силу и потенциал влияния, что им становится сложно противостоять не только наиболее устойчивым и стабильным государствам, но даже и военно-политическим и экономическим союзам и объединениям этих государств. Эпоха "столкновения цивилизаций" как конкуренция проектов "приватизации будущего" Ситуация усугубляется еще и тем, что Запад попал в ловушку своей собственной прогрессистской стратегии для "своих", проекта будущего для "золотого миллиарда". После того как крушение "второго мира", коммунистической альтернативы, открыло перед Западом неограниченные возможности доминирования, система мировых конфликтов достаточно быстро превратилась в конфликты за ресурсы и выживание в рамках общего процесса "глобализаторской экспансии". При этом, потеряв в лице СССР глобального соперника, Запад также лишился мотивации и необходимости претендовать на "спасение" всего мира, предпочтя ограничиться созданием будущего только для самого себя. "Остальной мир" оказался предоставлен сам себе, получив, правда, от Запада предложение поконкурировать внутри себя за право присоединиться к "золотому миллиарду". Нельзя сказать, что это предложение не пользовалось успехом. Напротив, многие страны с энтузиазмом восприняли перспективу вхождения с "черного хода" в состав "цивилизованного мира". Однако одновременно сама по себе новая западная стратегия "сброса" всемирных задач, "окукливания" и "приватизации будущего" породила опасное разрежение пространства глобальных проектов мироустройства. Выдвинутая С. Хантингтоном в начале 90-х годов прошлого века доктрина "столкновения цивилизаций" сегодня является "словом прошлого", поскольку как зеницу ока охраняет главный постулат западного самосознания - представление о неравноценности различных цивилизационных систем и саму идентификацию западного мира в оппозиции к иным социокультурным платформам. В результате этот подход оказывается лишь вариацией на тему прогрессистской доктрины "конца истории", где конец этот откладывается, но не отменяется. Такой подход - кричащий пример того, как повестка вчерашнего дня преподносится в качестве современной, тогда как реальные проблемы сегодняшнего дня и будущего игнорируются. А они есть. Поскольку "природа не терпит пустоты", на смену глобальной альтернативе "красного миллиарда" достаточно быстро пришли новые. И ладно бы дело ограничивалось только формированием исламского интернационала, выдвигающего сегодня привлекательный для огромного числа землян тезис об "исламской глобализации" в противовес "уходящему христианскому миру". Ситуация стала еще более угрожающей, когда выяснилось, что идея "приватизации будущего" крайне привлекательна не только для Запада, но и для его противников. Их логика рассуждения проста: "Если ресурсы планеты все равно ограничены и выжить суждено не всем, то почему это должна быть западная цивилизация, а не мы?". Попытки же оправдать приоритет интересов Запада тем, что сама современная цивилизация, научно-технический прогресс и все достижения этого мира созданы преимущественно им, не найдут понимания. Во-первых, противники "цивилизованного мира" претендуют на то, чтобы говорить от лица абсолютного большинства человечества, причем "большинства угнетенного". А во-вторых, ссылки Запада на свое интеллектуальное и технологическое лидерство, обеспечивающее прогресс человечества, обычно пресекаются утверждениями в духе того, что как раз "отход от природы", "гордыня знаний" и "научно-технический прогресс как порождение дьявола" как раз и создали глобальные проблемы человечества. А посему в логике противников западного мира отказ от прогресса, уход с корабля истории его лидеров и возвращение к природе и богобоязненной традиции как раз и позволят миру выжить. Одновременно угроза прерванной глобализации для самого западного мира заключается в том, что слишком велик соблазн отказаться от демократических завоеваний цивилизации Нового времени, ограничить права человека и индивидуальную свободу ради химер "священной войны" с "чужими", с "новыми варварами". В конце концов фундаментализм "западного избранничества" сталкивается здесь с таким же фундаментализмом его противников. В результате эпоха "столкновения цивилизаций" рискует превратиться в "новое средневековье" - борьбы всех против всех на взаимное уничтожение. Тотальное самоуничтожение мира станет вопросом времени, причем не очень уж и отдаленного. Угроза всемирной гражданской войны Все эти проблемы должны заставить "цивилизованное человечество" задуматься над проблемой интеграции всего населения нашей планеты, а не только "золотого миллиарда" в проект будущего. Но подобный переход к осознанию планетарной общности человечества создает много новых проблем. В каком-то смысле вся политическая история "цивилизованного человечества" представляла собой последовательный переход к большей интеграции и согласию, демократии и сотрудничеству, сглаживанию и частичному преодолению социальных противоречий внутри национальных сообществ (а впоследствии и наднациональной системы Запада в рамках международных институтов) за счет "сброса" авторитарного потенциала, переноса эксплуатации ресурсов и стремления к экспансии вовне, на иные регионы мира, за пределы своей цивилизации, все больше приобретавшей в результате черты того самого "цивилизованного человечества". В какой-то степени аналогичным путем сегодня стремится обрести единство и исламский мир. Хотя, конечно, сама идея единого исламского мира является не более чем мифом. Соответственно при переходе на иной - планетарный - уровень восприятия и осознания социального единства, мир в целом и "цивилизованный мир" в частности оказываются перед лицом угрозы новых глобальных социальных и классовых расколов, формирования всемирной элиты и мирового пролетариата, создания предпосылок для всемирной гражданской войны. Войны, которая будет вестись всей мощью прогресса и всеми возможными видами оружия, включая информационные войны и терроризм, но уже не на окраинах Земли, но в каждой стране и в каждом городе Америки, Европы, всего мира. При этом стоит учесть еще и то, что цикл войны и мира связан с социальной памятью. Обычно должны смениться несколько поколений, прийти те, кто не помнит ужасов и страданий прежней катастрофы, чтобы новая война началась. Однако сегодня в мировую политику и в мировую историю входят народы и цивилизации, которые просто не знают, что такое глобальная, "мировая" война и, более того, считают войну благом для своего миропонимания. Конечно, такой сценарий развития событий должен представляться общественному мнению и правящим кругам стран Запада намного более опасным и разрушительным, чем нынешнее состояние глобального сообщества и возможное "столкновение цивилизаций". И именно поэтому мы являемся сегодня свидетелями попыток удержаться в прежней парадигме развития, перейти в "новый мир", ничего не меняя. Но западная однополярная, "всасывающая" глобализация уже прервалась. И ничего не менять уже нельзя. Признаки и призраки нового мира Р ечь идет о глобальном кризисе мировой цивилизации, ее институциональной и культурной основ. С сохранением нынешних принципов организации экономической и политической деятельности, мирового хозяйства и международных институтов, принципов функционирования человеческого общества - конечность ныне существующей человеческой цивилизации неумолимо превращается в уже сбывающийся и становящийся день ото дня все более реальным прогноз. А требование "нового мира" и "возобновления истории" превращается из академической идеи в необходимость реального действия "здесь и сейчас". Первейшая задача сегодня - "исправление имен". Надо дать себе отчет в том, что за красивыми словами и множеством стройных концепций о развитии человеческой цивилизации скрывается хаос реального понимания и осознания того, где мы оказались и что с нами происходит. Идеи развития и прогресса сегодня переживают очевидный кризис, не будучи способными справиться с той ценностной и смысловой пропастью, которая все дальше и дальше разводит непрерывное развитие технологий, рост населения Земли, средств освоения мира, с одной стороны, и с другой - конечность ресурсов планеты, диспропорции развития, расширение пропасти между богатыми и бедными, ограниченность человеческой природы. Технологическое превосходство позволяет западному миру играть мускулами, изымать у других стран природные ресурсы, жить дольше и лучше и т.д. Нынешние тенденции развития мира свидетельствуют в пользу того, что такой "технологический" разрыв миров будет увеличиваться. Прогрессирующий рост населения Земли в перспективе ближайших 30-50 лет в буквальном смысле поставит вопрос о выживании планеты... Если будут решаться задачи по выравниванию уровня развития регионов мира, то демографическая проблема только усугубится... Необходимо учесть, что быстрее всего растет население Китая, Индии, стран Азии, Африки и мусульманского мира в целом. На этом фоне Западный мир, т.н. "золотой миллиард", все более превращается в абсолютное меньшинство... В этих условиях ключевым и решающим инструментом нормализации глобальной ситуации должно быть как раз использование технологий для попытки вырваться из порочного круга нынешних тенденций развития. Сколь романтичное, столь и нереальное предложение ограничить развитие, создать "новую архаику" по образцу и подобию изначальной природы выглядит утопией. Добровольное самоограничение человечества в развитии потребует совершенно иного уровня сознания, и крайне сложно будет поставить под контроль соблазны тех или иных групп отказаться от самоограничения ради доминирования и всемирной власти над человечеством. Но и "технологический прорыв" связан с крайне высокими рисками и опасностями. "Технологии будущего", которые в принципе могут рассматриваться как решение демографических, экологических и социальных проблем, способны как раздвинуть горизонты жизни, так и поставить вопрос об уничтожении человечества в плоскость абсолютно актуальную. Развитие технологий провоцирует и целый ряд экологических и мировоззренческих проблем. Например, решение в глобальном масштабе проблемы продовольствия, удовлетворения потребности в питании все возрастающего населения Земли, невозможно в рамках традиционного сельского хозяйства. Проблема может быть принципиально решена только при помощи генных технологий. Точно так же проблема обеспечения здоровья и качества жизни в условиях ухудшения экологии может на принципиальном уровне решаться только с помощью технологий клонирования органов. На этом направлении очень скоро реальностью станет вопрос и о фактическом бессмертии индивидуумов. При этом не надо быть пророком, чтобы предположить, что возможность бессмертия или бесконечного продления жизни для отдельных людей сразу же станет новым фактором социального и расового расслоения человечества. Ясно, что последствия широкого использования подобных технологий и развития этих тенденций до конца не осознаны. И в конечном счете технологическое развитие человечества на этих направлениях может привести к тому, что перед нами встанет вопрос поистине вселенского масштаба - готовы ли мы к появлению фактически нового типа человека, "чужого среди нас", к приходу на смену нам Homo post-sapiens. Мир после 11 сентября -- новое "осевое время" истории Сегодняшнее состояние всемирной цивилизации наиболее близко тому периоду в истории человечества, который пришелся на середину первого тысячелетия до нашей эры и был назван "осевым временем истории". Именно тогда зарождались мировые религии, сформировались базовые основы современных цивилизаций, Восток и Запад, философия и культура, сама логика всемирного исторического развития. И происходило это как ответ на надвигающуюся катастрофу. Уже тогда экстенсивный рост и "технологические" возможности истребления друг друга грозили гибелью мира, не способного осознать самого себя, свои проблемы и свои цели. Только свершившаяся "революция сознания" сделала человека тем, что он есть сегодня. Сегодня наша цивилизация в буквальном смысле слова ужасно напоминает эту картину прошлого. Мы стоим на пороге "нового осевого времени", новой великой "революции сознания", без которой современная всемирная цивилизация, уже перешагнувшая порог своего конца, не сможет дать ответ на вызовы своему существованию. Может быть, мир стоит перед необходимостью определиться и сделать решающий выбор, при этом сделать его рационально, понимая весь масштаб тех проблем, которые перед ним стоят и чем ему угрожает дальнейшее развитие ситуации. Мы должны сознательно сформулировать и выбрать стратегию развития. Такой осознанный выбор с четким пониманием задач деятельности по преодолению кризиса должен быть глобальным, всеобщим решением человечества, принятым и признанным всеми. Человечеству необходимо начать управлять не только и не столько состоянием общества, но в первую очередь и прежде всего тенденциями его развития. Мир должен перейти к принципиально новым основам и принципам социальной инженерии и цивилизационного строительства... Новый смысл и образ должны обрести и международные политические и экономические институты. Мы больше не можем прятаться от реальных проблем жизни за множеством мертворожденных резолюций. Организация Объединенных Наций должна обрести новые возможности и новые права для того, чтобы заставить себя уважать, иметь возможность и право говорить от имени мира и во имя мира. Рост информационной среды и цивилизации ведет, в конечном счете, к тому, что все большее количество чувств, образов, событий и мыслей в жизни человека определяется информационным, а не физическим взаимодействием со средой и иными субъектами. А это значит, что одним из вариантов преодоления насилия в человеческой истории и отношениях является его виртуализация. Нельзя исключать, что IV, "виртуальная", Мировая война, смоделированная и продемонстрированная всему человечеству в наглядных образах и в режиме если не реального времени, то близкого к тому, будет даже необходима. Надо показать каждому обществу, каждому государству, каждому человеку его персональную судьбу в случае дальнейшего развития по нынешним тенденциям. Новым глобальным ресурсом развития становится и выход человечества на новый горизонт интеграции и развития в освоении Космоса. Каждый раз в истории, уходя в своем развитии вперед, человечество преобразовывало природу и "покидало" ее. Сегодня оно, видимо, готово сделать еще один, следующий и логичный шаг вперед - за пределы планеты Земля. Мы не знаем сегодня точно, как будут изменяться человек и человечество. Но они выживут, только если сумеют преобразоваться. Новые вызовы российской цивилизации Сегодня нам важно понять не только то, что мы должны измениться, но и знать, что и как изменить. Миру необходимо новое лидерство, глобальная политическая инициатива. Новое мировое лидерство сегодня - это, в конечном счете, лидерство не силовое и не технологическое, хотя ситуативно оно может оставаться таковым. Но в стратегическом плане это - лидерство интеллектуальное и волевое. Это - способность сформулировать, куда и ради чего мы должны направить наши силы и использовать наши знания и умения. Это необходимость найти социальные технологии, которые позволят ответить на вызовы мировой цивилизации. И этот ответ должен быть понятым и приемлемым для всего человечества. Именно здесь и надо искать новое место России в глобальном историческом потоке, в новой мировой системе неопределенности сил, возрождения идеологии, вторжения масс в историю и усиления новых субъектов развития. Запад и Восток, Север и Юг, христианство и ислам переплетаются в России, цивилизация которой уникальна и самоценна. Мы одними из первых столкнулись с угрозой мирового терроризма и намного лучше Запада понимаем большинство связанных с этим проблем. Перед нами острее и болезненнее, чем перед другими нациями, стоят и многие глобальные проблемы. Мы сталкиваемся с многовекторным внешним цивилизационным и геополитическим давлением. Мы должны решать на новом уровне проблемы, связанные с полиэтническим и многоконфессиональным характером российской государственности. На фоне всемирного демографического взрыва перед нами во весь рост встала проблема депопуляции. Нам необходимо решать проблему обеспечения государственной целостности в новых условиях. Но в то же время мы пока не до конца понимаем, как именно нам следует укреплять и возрождать российскую государственность в эпоху крушения классической концепции государства. Ключевое значение приобретают для нас и задачи структурной и технологической перестройки экономики, проблемы "зависимости развития". Возможно, следует иначе взглянуть и на задачи строительства гражданского общества в условиях "нового осевого времени" и "реванша ценностей". Вопрос о национальной идее развития и понимания своего места в будущем сегодня становится как никогда серьезным. Мы слишком часто и слишком много говорили об особом пути и особой миссии России. Возможно, что сегодня настал тот момент, когда российское общество должно объединиться и дать миру мысль о будущем и надежду на него. Россия, несомненно, принадлежит европейской цивилизации, и сегодня мы должны быть вместе с международным сообществом, цивилизованным человечеством в нашей общей борьбе с мировым терроризмом и глобальным насилием. Но наш союз с Западом не может быть безусловным, не может быть простым присоединением к нему. России в выстраивании нового партнерства с Западом должна принадлежать особая роль - роль морального и интеллектуального лидера. Перед нашим обществом и нашей политической элитой стоит серьезнейшая задача - сформулировать ответы на национальные и глобальные вызовы. Только так мы подтвердим свой статус сверхдержавы, о котором так много говорят. Только это позволит нам создать наше будущее.
Комментарии
Прямой эфир