По сведениям экологических организаций, эти страны стоят первыми в списке возможных поставщиков ОЯТ в Россию. Значит, путь контейнеров непременно проляжет через Транссиб в Красноярск, где находится одно из крупнейших в стране хранилищ отходов.
Радикально настроенные экологи не боятся милиции и готовы к возможным задержаниям. Ведь все митинги и пикеты, проходящие сегодня в городах России, принципиально несанкционированные.
- Власти не уведомляют нас о том, где и когда пройдут по России поезда смерти. Поэтому и мы не уведомляем власти о нашей акции протеста, - объяснил корреспонденту "Известий" Сергею Авдееву лидер "Движения против насилия" Глеб Эделев из Екатеринбурга.
Узнав от "Известий" о готовящихся акциях протеста, руководитель пресс-службы Министерства атомной энергии Юрий Беспалько заявил:
- Со странами Азии пока еще даже не ведутся переговоры. Но в России и странах СНГ уже 40 лет отработанное ядерное топливо перевозится туда-сюда. ОЯТ - это не ядерные отходы, это высокотехнологический продукт. Я ручаюсь, что Минатом сможет гарантировать безопасность при подобных перевозках.
Другое мнение высказывает Алексей Яблоков, член-корреспондент РАН, президент Центра экологической политики:
- Россия не готова к увеличению масштабов транспортировки радиационно опасных грузов. Подтверждение тому - скандал с поездом из Болгарии, который должен отправиться в Россию со станции Козлодуй, - говорит Яблоков "Известиям". - Выяснилось, что наряду с ОЯТ, которое ввозится оттуда в Россию по соглашениям, заключенным еще в советские времена, груз содержал радиоактивные отходы. Экологическая экспертиза не проводилась, Госатомнадзор о грузе ничего не знал. Подобные перевозки несут угрозу национальной безопасности. Уже сейчас экологами ежегодно фиксируются десятки случаев, когда перевозка ядерного топлива осуществляется не в специальных, а в обычных вагонах.
Сторонники закона о ввозе ОЯТ в Россию обещали, что средства от хранения ядерного топлива пойдут на усиление экологической безопасности страны. Но гарантий этому нет.
- Мы в Думе требовали обеспечить прозрачный механизм распределения средств от сделок Минатома, - рассказал "Известиям" депутат фракции "Яблоко" Сергей Митрохин. - Был создан специальный фонд, но в каком объеме туда пойдут средства от сделок, нигде не прописано. Очевидно, жителям загрязненных регионов бросят кость - часть суммы. Мы и сейчас не знаем объем доходов Минатома от его внешнеэкономической деятельности.