Помпезное ирландское шоу ловко эксплуатирует один из главных приемов манипулирования массами - бессовестное надувательство. "Lord of the Dance" тиражируют по миру целых четыре труппы, и приехавшая в Москву оказалась далеко не самой лучшей. Повод для сравнения подбросило телевидение, показав перед самым началом гастролей фильм с самим Майклом Флэтли в главной партии. Пресс-релизы, предварявшие гастроли, были составлены так ловко, что не отрицали и не подтверждали участие короля ирландского танца в московских представлениях. Весть о том, что Флэтли, разбогатевший на танцевальном бизнесе, уже давно не танцует, передавалась по беспроволочному журналистскому телеграфу. А для зрителей вообще не было никаких программок.
Французские артисты без надувательства тоже не обошлись. Но в отличие от своих богатых коллег превратили эту "точную науку" в объект насмешек. Внимательные зрители "Реситаля" оценили не только сногсшибательную технику хип-хопа, но и скрытый сюжет, иронично сталкивающий академическую, уличную и эстрадную культуры. Шесть атлетов азартно лихачили самыми немыслимыми трюками. Бегали по отвесным стенам, крутили на голове беcсчетное количество пируэтов, подпрыгивали на плечах, превращались то в змей, то в роботов. Они были и шпаной городских окраин, дерзко ворвавшихся на сцену. И фигурками башенных часов, растасканных туристами на сувениры. И ночными призраками, сгинувшими в завесе света. И призраками "концертных залов и тишины библиотек". Ждали виолончелиста, но смычок ныл за сценой, смиряясь с синкопами бешеных ударных. Блестящие пюпитры, безжалостно подвергнутые казни через повешение, взлетали к колосникам. Хип-хоповскую вольницу пытался образумить клоун, возомнивший себя солистом эстрады. Но дикая мелодия его эксклюзивного инструмента (духовой talkbox деформирует звуки, ранее записанные на пленку) была достойна ноктюрна "флейты водосточных труб". Торжествовал чистый танец, чистое движение, доведенное до совершенства. Технические ошибки исключены - отклонение хотя бы на микрон грозит разрушить всю постройку. Бойкий хип-хоп объединял множество лаконичных танцевальных историй. Ползучий стиль смерф подражал мультяшкам, ломкий брейк острил над заядлыми взломщиками всего и вся, шустрый looking, требующий нечеловеческой координации, напоминал о бешеных скоростях. Уличное молодежное развлечение, преобразованное в форму театрального спектакля, демонстрировало самый настоящий хореографический хай-тек.
Сюжет шоу, развернувшегося на сцене Кремлевского дворца, напротив, элементарен как дважды два. А что еще нужно публике, желающей приятного отдыха за дорогой билет? Плохой герой сражается с хорошим. Власть попеременно переходит то к одному, то к другому. Блеск синхронных дробушек по очереди демонстрируют то войско дьявола (похожее на отряд эсэсовцев), то батальон доблестных молодцев. Движения похожи. Похожа и музыка. Публика, отдыхающая на "Lord of the Dance", дивилась редко возникающей в Москве ирландской чечетке и млела от пиротехнических и световых эффектов. На смену слаженным мужским командам приходят менее стройные ряды танцовщиц. Женский ирландский танец более витиеват - разные варианты степа комбинируются с прыжками и подскоками. Прыгучая легкость оказывается для грузноватых танцовщиц настоящей каверзой. Особенно трудно приходится солисткам. Может, поэтому зрителям то и дело предлагают от танцев отдохнуть - послушать игру скрипачек-русалок или пение загадочной принцессы. Вероятно, сладкозвучные песни - это и есть кельтские легенды (еще одна приманка ирландского шоу), только без перевода большинству зала этого не понять. В лучшие моменты шоу освобождалось от эстрадных приемчиков, танцоры вспоминали о языческих корнях ирландской пляски. Каблуки неистово дробили сцену, казалось, что танцоры скачут через невидимые костры. В эти редкие минуты оживлялся заторможенный зал Кремлевского дворца. Ирландских танцев в Москве почти не видели. И "Lord of the Dance" можно сказать спасибо хотя бы за эту первую ласточку.