Опять война. Опять союз. И вопрос: станет ли новый альянс долговечным, вернее, займет ли Россия в отношениях с США место партнера, а не бедного родственника? Предварительный ответ ожидается после двух ближайших встреч президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в Шанхае и США.
Главная тема их переговоров понятна: антитерроризм. Очевидны и дружелюбные жесты, которыми уже обменялись и еще обменяются наши страны. Россия закрывает военные базы на Кубе и во Вьетнаме, Америка посодействует нашему вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Другое дело, что Америка в ВТО ничего не решает самостоятельно, но жест столь же красивый, как закрытие уже давно бесполезных, но дорогих в обслуживании российских баз.
Это необходимый ритуал. Сейчас важно показать сплоченность. Терроризм заставляет вспомнить "таракана-тараканища" Корнея Чуковского: его главное оружие - страх и паника. Этого "таракана" надо быстро раздавить. Что и начато бомбардировками преимущественно фабрик по производству наркотиков и беспрецедентной кампанией по отслеживанию движения денег террористов. Задача выполнима. Как бы некоторые финансовые аналитики из ряда западных стран ни убеждали, что на самом деле финансы не пересекают границы, что достаточно где-нибудь в Кандагаре принести в местную лавку пакет с долларами, чтобы в уже американской лавке ту же сумму получил окопавшийся там террорист. Во-первых, деньги надо еще заработать, а наркофабрики уничтожаются. Во-вторых, надо еще суметь потратить в США наличные так, чтобы не вызвать подозрений.
Дай бог, "тараканище" будет раздавлен. Что дальше? Дальше произойдет ровно то, о чем сегодня сумеют или не сумеют договориться Россия и США. Пока же никаких перспективных договоренностей нет, хотя именно сейчас, на пике союзничества, есть для этого все условия.
От России требуется доказать, что мы умеем бороться с терроризмом по цивилизованным меркам. Госсекретарь США Колин Пауэлл перед встречей с Игорем Ивановым не случайно заявил, что, признавая право России защищать свои интересы в Чечне, он советует это делать "на прочной основе уважения прав человека и ответственности за предшествующие жестокости". Точно так же американцы будут ждать от России эффективных мер по анализу движения финансов в нашей банковской системе, но вовсе не для того только, чтобы раскрытие банковской тайны в России для уполномоченного органа позволило бы ему решать свои политические проблемы.
В обоих этих направлениях мы двигаемся. В Чечню поступают не только патроны, но и зерно. Путин не спешит подписывать ни один из почти десятка проектов указа об организации, условно говоря, "финансовой разведки", чтобы не допустить искажения здравой идеи.
Но и США могли бы уже сегодня пообещать нечто большее, чем замолвить словечко за Россию в ВТО. Времена, когда Борис Ельцин просил о чем-то подобном американского коллегу, канули в Лету. Путин просить не будет. Ни о списании долгов, ни о новых заимствованиях. Но министр торговли США Дональд Эванс, побывавший недавно в Москве, мог уже сейчас говорить не только о ВТО, но о том, чтобы обеспечить более свободный доступ российских товаров на американский рынок. Для этого не надо ждать ни вступления России в ВТО, ни ее признания страной с рыночной экономикой - была бы добрая воля. Этого пока нет.
Об этом и многом другом и предполагается разговор Путина с Бушем. Если в ближайший месяц не будет использован шанс осуществить прорыв в российско-американских отношениях, то он может быть не использован еще очень долго. И правы окажутся скептики, высказываниями которых наводнены в эти дни все мировые газеты: партнерство России и США ограничится только военным взаимодействием. Без продолжения.
*Постоянный автор колонки пятницы - известный экономист, заместитель генерального директора холдинга "Русский алюминий" Александр Лившиц взял месячный тайм-аут из-за сверхплотного графика рабочих поездок. При этом Александр Яковлевич согласился продолжать вести колонки в "Известиях" по возвращении.