Речь о российском долге не пойдет - не потому, что члены клуба не готовы ее обсуждать, а потому, что России пока нечего предложить им. До сих пор в стране не выработана стратегия и не определена тактика управления государственным долгом. И впредь заниматься этим никто не намерен - была отменена намеченная на вторник в Минфине РФ коллегия по вопросу об управлении долгом.
О необходимости выработать единую долговую стратегию в стране говорится не первый год. Иначе, бывает, случаются нелепые ситуации, когда высокопоставленные чиновники делают для международных кредиторов взаимоисключающие заявления и упорствуют до тех пор, пока президент не одергивает их и не заставляет согласовывать свои слова и действия. Надо определиться с тактикой заимствований на мировых финансовых рынках, по многим другим принципиальным позициям. Кроме прочего, пора решить наконец, что делать с долгами перед Россией.
Но Россия едет на заседание кредиторов без багажа. А значит, опаздывает использовать уникальный шанс, который предоставляется сейчас для переговоров о российском долге.
Парижский клуб обсудит, как и насколько следует списать беднейшим странам их долги. Последние события, разделившие мир на тех, кто противостоит террористам, и всех остальных, подталкивают к тому, чтобы продемонстрировать добрую волю. Хотя многие европейские финансовые эксперты считают, что как раз бедные страны не занимаются терроризмом, хотя бы потому что не могут финансировать боевые операции. В основных должниках Парижского клуба не числятся те государства, на которые падает подозрение в связях с терроризмом.
Так или иначе, но какую-то часть долгов будут "прощать", какую-то откладывать. Как член клуба, если такое решение состоится, и Россия должна будет отказываться от части финансовых обязательств перед ней. Но у России уникальный статус в клубе - она сама должна. Записываться в число "нищих" и просить списать нам долги нереально. Но и "раскидываться" пусть малореальными, но все-таки обязательствами - вряд ли разумно. Поэтому ожидается лишь молчаливое участие России в заседании.
До сих пор все российские решения по долговой проблеме носили бессистемный характер. До сих пор неочевидно, к примеру, что соглашение, достигнутое Михаилом Касьяновым с Лондонским клубом кредиторов (объединяющим частных кредиторов), было выгодным для страны. Заявление президента Владимира Путина о досрочной выплате МВФ $2,7 млрд тоже оценивается по-разному. Эксперт из "Тройки-диалога" Олег Вьюгин считает это разумным, а известный экономист Александр Шохин - бессмысленным. Но самое главное - теперь предстоит определиться: "махнуть рукой" на долги нам бедных стран или попытаться засчитать их в сумму выплат Парижскому клубу. По этому поводу тоже существуют разные мнения. Тот же Шохин - за засчитывание. Другие экономисты - против.
Но пока внутри России нет четкой позиции по долговому вопросу - значит, и говорить на заседаниях Парижского клуба нам не о чем. Вот почему российская тема не прозвучит в эти два дня.