Фокус в том, что если не говорить о российском долге, то вообще ни говорить, ни заседать не стоит. Ни в качестве кредитора, ни в позе уважаемого гостя.
В современном мире есть два основных клуба кредиторов. В Парижском объединены страны, в Лондонском - частные кредиторы. Объединились они для того, чтобы совместно и честно "выбивать" долги. Не допускать ситуаций, к примеру, когда некое государство платит одному кредитору, но не спешит отдавать деньги другому. Парижский клуб основан в 1956 году. В него входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и, с 1997 года, Россия.
На заседании во вторник, видимо, речь пойдет об облегчении долгового бремени беднейших стран. Может быть - о списании примерно 80% их долгов. Россия к беднейшим странам не относится. Хотя должна Парижскому клубу больше $47 млрд (долг бывшего СССР - $39 млрд, новый российский долг - $8,2 млрд). Но одновременно и нам слаборазвитые страны должны примерно столько же. Был бы смысл участвовать в дискуссии по их долгам в том случае, если бы списание Россией части долга "бедных" как-то засчитывалось бы в ее пользу.
До сих пор на попытки заикнуться об этом нам отвечали примерно следующее: "Долги ваши - политические, вы давали деньги на поддержку определенных политических режимов и заранее знали, что не получите их назад". "Одновременно ни для кого не секрет, что львиная доля долгов бывшего СССР и новой России была сделана тоже под фактически политические кредиты сначала Михаилу Горбачеву, потом - Борису Ельцину", - говорит "Известиям" директор центра макроэкономических исследований компании "Юникон/МС" Елена Матросова. Много лет о необходимости поиска формы взаимозачета долга России и долгов перед Россией говорит известный экономист, депутат Александр Шохин.
Но Россия никак не может определиться со своей стратегией управления государственным долгом. Без этого же все российские инициативы приводят или к конфузам, как в прошлом году, когда члены правительства делали взаимоисключающие заявления: "Будем платить" или "Отказываемся платить". Или к малопонятным инициативам, как недавно: о досрочном погашении долга перед МВФ. Малопонятно это потому, что проценты по долгу фонду низкие, его обслуживание дешево, и большинство экономистов считают, что разумнее было направить деньги, коль они завелись, на погашения долга правительства перед Центробанком.