Суть спора, который идет уже десятилетие между сторонниками и противниками накопительной пенсионной системы, проста. Сторонники доказывают, что распределение пенсий из "общего котла" себя исчерпало и скоро будет нечем платить пенсионерам. А значит, надо хотя бы часть пенсионных взносов накапливать на спецсчетах и куда-то выгодно вкладывать так, чтобы их не разворовали и чтобы деньги умножились. Противники предлагают оставить все по-старому.
Этой весной президент Владимир Путин ненастным вечером собрал у себя противников накопительной системы (главу ПФ Михаила Зурабова, вице-премьера Валентину Матвиенко) и ее сторонников (их представлял министр экономразвития Герман Греф). Выслушал доводы и произнес: "Ведь предложения Минэкономразвития разумны?" Это значило, что Россия переходит к накопительной системе.
Тем вечером Греф вернулся в министерство окрыленным, даже подпрыгнул и вскинул руку на входе в свой кабинет в ответ на вопросительные взгляды подчиненных - как мальчишка, забивший важный гол. Но рано радовался. К лету правительство одобрило и внесло в Думу законопроекты об отчислении части средств в накопительную систему, но отложило рассмотрение закона о распоряжении ими.
К сентябрю стало очевидно, что все идет к тому, что страна может не получить законопроект о распоряжении более чем 30 млрд руб. Вот по поводу распределения 51 млрд руб. допдоходов в Думе кипят страсти, а 30 млрд тихо отдаются на откуп ведомствам. Для того чтобы не допустить даже обсуждения законопроекта по этому поводу, был применен испытанный способ бюрократической волокиты: каждый раз перед внесением документа в правительство противники накопительной системы выдвигали к нему массу замечаний и поправок. Снова потребовалось вмешательство Путина. И он это сделал. Как бы ненароком поинтересовался на одном из совещаний на прошлой неделе: "Не пора ли закон об инвестировании рассмотреть?"
Приказ был понят. В четверг правительство рассмотрело законопроект, подготовленный первым заместителем Грефа Михаилом Дмитриевым. И одобрило его. Но только из документа исчезло все про... инвестирование средств. Вернее, отложено на потом.
Деньги будут скапливаться в Пенсионном фонде. Об индивидуальных счетах, как изначально предлагалось Минэкономразвития, пока речи нет. То есть мы не сможем, как настаивали сторонники накопительной системы, узнавать, кто и что делает с нашими накоплениями, растут они или убывают. Почему? Ведь в первоначальном тексте Дмитриева эти процедуры расписывались на десятках страниц. А потому, отвечает ПФ, что он не может враз перейти на индивидуальные счета. И до 2004 года просит отсрочки. Интересно, что еще несколько месяцев назад глава ПФ Михаил Зурабов говорил, что для открытия индивидуальных счетов нет препятствий - у каждого россиянина уже есть свой номер.
Деньги бедующих пенсионеров ПФ не будет никуда инвестировать минимум полтора года. Таким образом, если до вчерашнего заседания были опасения, что распоряжаться 30 миллиардами станут не по закону, а по своему разумению чиновники из ПФ, то теперь еще веселее. Распоряжаться будут те же чиновники - но по закону. А об инвестировании средств нам обещают когда-то специальное постановление правительства.
В шахматах такая ситуация называется патовой - ходы противников повторяются, победить никто не может. В политике и экономике это, наверное, единственно возможный компромисс на сегодня.
Вкладывать пенсионные деньги в выгодные проекты надо, чтобы через 10-20 лет государство смогло выплачивать пенсии хотя бы на сегодняшнем уровне. Есть расчеты, что это следует начинать без промедления, - 10 лет и так уже потеряли. Теперь решение задачи откладывается еще на полтора (фактически - на два) года.