В среду объявил голодовку бывший наместник Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрит Вениамин Трепалюк. В Московской патриархии утверждают, что церковная история подобных случаев не знала. Радикально настроенный священник протестует против решения об отстранении его от должности, принятого несколько дней назад архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием. Официальная причина отстранения отца Вениамина - "самоустранение от исполнения своих обязанностей".
Белогорскому монастырю фатально не везет. Возведенный в начале XX века, он был разгромлен большевиками. В 1924 году советские власти устроили в полуразрушенном храме лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, а затем психоневрологический диспансер.
В 1990 году было принято решение о передаче бывшего монастыря управлению Пермской епархии Русской православной церкви. С тех пор перманентно происходит реставрация храма и смена его настоятелей. Отец Вениамин, долгое время возглавлявший Пермский епархиальный совет, прослужил игуменом около полутора лет. После своей "отставки" он написал письмо Владыке и объявил голодовку, выставив ряд требований: приезд комиссии Священного Синода для расследования положения дел в Пермской епархии, публичное извинение перед ним архиепископа и уход последнего на покой. В случае невыполнения хотя бы одного из условий опальный батюшка пообещал архиепископу предать огласке все его неблаговидные деяния. Эти деяния "предадут позору не только Ваше имя, но и Церковь, что ляжет тяжелым грехом на Вашу совесть" - пишет архимандрит архиепископу. Отец Вениамин сообщил "Известиям", что удаляется в свою келью и полон решимости голодать вплоть до смертного исхода.
- Любой священнослужитель, если правящий архиерей отстраняет его от служения, должен воспринять это со смирением, как волю Божию, - комментирует ситуацию "Известиям" секретарь Отдела внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин. - Он, конечно, может обратиться в высшие церковные инстанции, но ни в коем случае не устраивать акцию протеста. Священник должен постараться в духе мира, в духе любви обсудить этот вопрос с правящим архиереем. Голодовок священнослужителей в церковной традиции не было. Другое дело пост - это выражение смирения, а не протеста. Если же архимандрит собирается голодать до смерти, это равносильно самоубийству, которое, как известно, является одним из самых страшных грехов.
В Пермской епархии оказались не в курсе голодовки отца Вениамина. Секретарь епархии Валерий Вяткин, комментируя столь нестандартный для Русской православной церкви способ поиска истины, заявил, что это - личное дело отца Вениамина, добавив, что вопрос с ним уже был решен на церковном уровне.