ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
![](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/default_images/culture.png.jpg?itok=AtShGNzE)
Их убивали напалмом, сентиментальными старушечьими песенками, вирусом гриппа, самопальным тинейджерским наркотиком и выстрелом в голову из дробовика. Но никогда еще против них не применяли оружие огромной разрушительной силы - шампунь от перхоти. Помимо "Людей в черном", при создании "Эволюции" Рейтмен опирался на фильм 1953 года "Оно прилетело из открытого космоса", который в детстве мог часами смотреть по телевизору. На некоторые догадки по поводу источников вдохновения наводит и логотип "Эволюции" - доведенный до абсурда трехглазый желтый смайлик, уже лет тридцать известный как символ синтетических наркотиков. Так что не "Хэд-энд-шолдерсом", как говорится, единым. В результате получился фильм про то, как в штате Аризона с неба свалилась огромная черная дура, вокруг нее возникла специфическая атмосфера, и голубоглазые гады начали плодиться с бешеной скоростью. На борьбу с ними выходят Дэвид Духовны с челочкой, чтобы отличался от Фокса Малдера, Орландо Джонс, похожий на младшего неудачливого брата Дэнзела Вашингтона, и Джулианна Мур, которая весь фильм роняет папки с секретными материалами и спотыкается о стратегические железяки. Найденная ими инопланетная гадость начинает делиться прямо в лабораторной пробирке, и за пару дней из одноклеточных организмов эволюционирует до птеродактилей - отсюда и название фильма. Как одесские партизаны, нарисованные на компьютере чудища выползают из подземных пещер, чтобы кусать домохозяек и пожирать посетителей элитного гольф-клуба. Убить традиционным военным способом их нельзя - в отличие от Дэвида Духовны, который чуть не сгорел на съемочной площадке, космическая биомасса начинает от огня расти и делиться еще быстрее и противнее. Решение проблемы герой Духовны, университетский преподаватель естествознания, находит на спине героини Джулианны Мур: у нее на майке сзади нарисована таблица Менделеева. Выясняется, что инопланетян убивает химический элемент, входящий в состав того самого "Хэд-энд-шолдерса". Чтобы окончательно запутать зрителя, который никак не может смекнуть, имеет ли он дело с самым длинным в истории рекламным роликом или же, напротив, с самой несмешной пародией на пародию, мотив шампуня в фильме подан неоднозначно: по назначению его используют только толстые братья-олигофрены с крашеными пергидролью волосами. Впрочем, с приходом "Эволюции" сбылись некоторые несбыточные мечты и восполнились некоторые невосполнимые пробелы. Дэвид Духовны получил наконец-то свою Скалли, правда, не Джиллиан Андерсон, а Джулианну Мур, что почти то же самое, но еще лучше. Рейтмен разделался с близнецами и дружелюбными привидениями, наконец сняв научно-фантастический фильм. Герой Орландо Джонса не погиб, как все кинонегры, на третьей минуте ужастика, а благополучно дожил до финала и даже прославился. И так будет с каждым, у кого дома на полочке в ванной стоит самый лучший шампунь от перхоти. Хором: "Хэд! Энд! Шолдерс!"