1. "Видеоленд" - фирма, названная журналом "Видеомагазин" лучшей сетью видеопроката в России.
Количество отделений: 34. Количество фильмов в каталоге: более 5000. Выбор: все, что выходит на лицензионном видео. Цены: оформление абонемента от 50 рублей, стоимость кассет - 10-35 рублей за сутки.
2. "Оранжвидео" - небольшая сеть, имеющая самый внятный сайт по теме (www.orangevideo.ru). Количество отделений: 4. Количество фильмов в каталоге: около 4000. Выбор: массовое кино. Цены: оформление членской карточки 90 рублей, стоимость кассет от 8 рублей. Действует система абонементов: абонемент "Киноман" (все фильмы за полцены, на руки по 4 кассеты одновременно) - 250 рублей в месяц; абонемент "Оранж" (все жанры, кроме новинок, бесплатно, на руки по 2 кассеты одновременно) - 390 рублей, "Детский" (по две бесплатных кассеты в "детских" жанрах) - 190 рублей.
3. "Авалон". Количество отделений: 32. Количество фильмов в каталоге: около 3000. Выбор: помимо массового кино есть в прокате и артхаус. Цены: оформление абонемента - 30 рублей, кассеты - 10-35 рублей.
4. "Видеобум", сеть, существующая четыре года, первыми взялись за крайне невыгодное дело - прокат DVD. Количество отделений: 54 (100 тысяч клиентов). Количество фильмов в каталоге: данные отсутствуют. Выбор: массовое кино. Цены: варьируются в зависимости от отделения, кассеты - от 10 рублей.
5. Нелегальные и полулегальные прокаты, предлагающие пиратские записи с артхаусом и классикой, по понятным причинам отказываются предоставлять информацию и просят не публиковать их адреса: "Мы не хотим никакой рекламы". Один из подобных пунктов действует на территории архивного кинотеатра, другой является частью учебной медиалаборатории в вузе. Данные о себе распространяют в основном через надежных людей и друзей надежных людей. Долгое время по Москве ходили слухи, что специализированный прокат собираются открыть в рамках "Проекта О.Г.И", однако это сверхуспешное коммерческое предприятие от своих планов отказалось - побоялось прогореть.
Не было и не будет
По мнению Олега Лаборевича, управляющего сетью "Видеоленд", у нас в стране вряд ли появятся легальные прокаты, предлагающие артхаус и классику: "Прокат - вещь, рассчитанная на массовый вкус, на потребителя с небольшими доходами. Задача проката - зарабатывать деньги. Чтобы получить доход, каждая кассета, стоящая на полке, должна "прокататься" максимальное количество раз. Поэтому прокаты отдают предпочтение тем фильмам, на которые есть спрос". В перспективе "Видеоленд" планирует открыть крупную точку, в которой выбор кассет будет значительно больше, чем в обычных отделениях. Однако, по словам Лаборевича, это сугубо имиджевый проект, и он вряд ли состоится в ближайшее время.