Уже на второй день заключенный №8612 начал биться головой о стенку и кричать голосом настолько неестественным, что Зимбардо, наблюдавший за процессом при помощи камер, решил, будто он симулирует помешательство. Безумие, которое приключилось с одним из участников, отчасти распространилось и на всех остальных: "охранники" превратились в садистов, "заключенные" организовали свой революционный комитет, а посещение туалета стало редкой привилегией, доступной только самым покладистым. Эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось прервать на седьмой день, а участников в крайне подавленном состоянии распустить по домам. Фил Зимбардо теперь лечит состоятельных клиентов от застенчивости и поддерживает специальный сайт, через который продает по цене 100 долларов видеокассеты с документальным фильмом, посвященным событиям 1971 года.
Спустя ровно тридцать лет прерванный в реальной жизни эксперимент решил довести до конца немецкий режиссер Оливер Хиршбигель, раньше работавший только на телевидении и снимавший сериалы вроде хорошо известного у нас "Комиссара Рекса". Взяв за основу исследования Зимбардо, Хиршбигель позаимствовал у него и некоторые частные сюжетные линии, например помешательство одного из участников, в которое долго никто не верил, или свидания с родственниками.
Однако в "Эксперименте" Хиршбигеля персонажи превращаются в садистов еще быстрее, чем в Стэнфорде, и поступают со своими жертвами гораздо радикальнее. Мориц Бляйбтрой, журналист с видеокамерой, встроенной в оправу очков, проникает в группу под видом таксиста. Чтобы собрать побольше материала и получить побольше денег, он демонстративно задирает "охранников" и втихаря подначивает "зэков". "Тюремщики" на провокации отвечают насилием - тут уже достается всем: и псевдотаксисту, и его товарищам, и ученым в белых халатиках, которые наблюдают за происходящим в глазок, как энтомологи наблюдают за жуками и мушками. Общее ощущение совсем некинематографической серьезности происходящего усугубляется еще и тем, что фильм снят на немецком языке, благодаря кино в голове каждого выросшего после войны человека стойко связанном с жестокостью.
Уже к середине фильма становится ясно, что эксперимент проводится в первую очередь над зрителями, которые быстро и незаметно вовлекаются в действие и начинают ассоциировать себя с униженными и избитыми человечками в пронумерованных рубашках. Финал картины - настоящая ловушка, проверка, которую проходят далеко не все. Наивно полагая, что смотрит обычный триллер, зритель начинает радоваться мнимой победе "наших" над "ненашими", аплодировать и хохотать над каждым поверженным врагом в синем форменном комбинезоне. Однако в картине, как и в настоящей жизни, нет и не может быть разделения на плохих и хороших: тот, кому по жребию достается носить дубинку, рано или поздно ею воспользуется.