- Диалог, конечно, дело нужное, но серьезных сдвигов я не предвижу, - заявил "Известиям" депутат Госдумы Сергей Ковалев. - То, что сейчас проходит под вывеской судебной реформы, на самом деле не что иное, как ее имитация.
Тем не менее правозащитники не устают говорить о нарушениях. В числе самых серьезных они называют фальсификацию материалов дела и зависимость судей от власти.
- Наша организация проводит мониторинг судопроизводства, - заявил председатель "Комитета за гражданские права" Андрей Бабушкин. - И поэтому я знаю, как именно судьи часто нарушают закон. Например, когда диктуют секретарю, что именно протоколировать. А в решении своих бытовых проблем (таких, например, как приобретение квартиры) они часто зависят от городского бюджета. Возрастает также недоступность материалов дел. Например, заключенный девятнадцатилетний Сергей Рощин установил своебразный рекорд. Он послал председателю Коломенского суда 26 обращений с одной лишь просьбой: выслать копию приговора, который порвали его сокамерники.
Другие проблемы судопроизводства - волокита, нарушение права на защиту и принципа состязательности сторон.
- Какая тут состязательность, когда я толкусь под дверьми судьи, а мой противник, прокурор, сидит в ее кабинете? - возмущался адвокат Виталий Дейснер.
На приглашение правозащитников принять участие в работе "круглого стола" откликнулись только судьи Московской области, им и пришлось держать ответ.
- Да, есть и волокита, и грубость со стороны судей, но мы с этим боремся, - говорила председатель Мособлсуда Светлана Марасанова.
Однако в процессе "круглого стола" выяснилось, что Московская область - неподходящий ответчик, ибо является островком прогресса в отношении судопроизводства. Именно там введены суды присяжных и институт мировых судей, а местные власти пытаются ввести ювенальную юстицию (юстицию для подростков), за которую так давно выступают правозащитники.