Продюсеру и актрисе Сандре Буллок мы обязаны самой смешной картиной, которая появилась в этом году на наших экранах (если не считать, конечно, "Приключений Рокки и Буллвинкля").
В последнее время никто уже не ждет, что фильм, заявленный на афише как комедия, окажется смешным. Отправляясь в кино, предполагаешь, что все шутки уже известны и фильму остается только кривлянье актеров и дурацкий сюжет. Оказавшись на "Мисс Конгениальности", в нечастых перерывах между приступами хохота начинаешь ощупывать себя и спрашивать: "Да что же это такое? Неужели такое еще снимают?"
Все приметы, однако, были за то, что фильм получится неудачным.
Буллок только что сыграла в самой занудной картине на самую занудную тему - в "Двадцати восьми днях", якобы комедии об ужасах женского якобы алкоголизма. Сценарий "Мисс Конгениальность" писали три человека, двое из которых в большом кино раньше никогда не работали, а третий, Марк Лоуренс, был автором "Сил природы", не то чтобы очень смешной комедии с той же Буллок и Беном Аффлеком.
На стадии подготовки к съемкам в команде произошли две болезненные замены. Режиссер Дональд Петри ("Мой любимый марсианин") был принят на работу после того, как от фильма отказался Хью Уилсон. И, наконец, из проекта вышел Мэтт Диллон, которого в спешном порядке пришлось заменить на Бенджамина Брэтта, недавно заслуженно покинутого Джулией Робертс.
Но постепенно все стало налаживаться. На роли американских красавиц набрали настоящих "мисс" и "вице-мисс", Буллок так вошла в роль, что на съемках по-настоящему избила Брэтта, которому потом долго лечили спину, а главным открытием актрисы, по ее словам, стало то, что крем от геморроя отлично снимает мешки под глазами.
"Мисс Конгениальность" начинается с редкой для мирового кинематографа сценой избиения очкастой девочкой двух мальчиков.
Маленькая, но злобная Грейси или колотила приглянувшихся ей одноклассников, или читала книжки про спецагентов. Как многие другие дети со сходными интересами, она выросла и поступила-таки на государственную службу. Там ей пришлось учить русский язык, производить задержания и лупить подросших мальчиков не на жизнь, а на смерть - со всеми этими обязанностями она блестяще справлялась и как женщина самореализоваться не торопилась. Вечно ходила непричесанная и чумазая, с пятнами на форменной блузке, а мужчины от нее сбегали еще в начале первого свидания. Поэтому когда возникла необходимость внедрять агента на конкурс красоты, коллеги о Грейси даже не вспомнили и своего немолодого негра-начальника сочли более подходящим кандидатом на роль "Мисс". Для того чтобы героиня Буллок полноправным членом вошла в семью дурковатых красавиц, увлекающихся жонглированием и болеющих за мир во всем мире, ФБР пришлось нанимать пожилого гея-стилиста в исполнении Майкла Кейна. Он-то и превращает чудовище в красавицу, обеспечивая Грейси выход в финал.
Практически на протяжении всего фильма никто из героев не произносит проходных реплик, большинство диалогов - это гэги: издевательства над феминизмом и антифеминизмом, правилами хорошего тона и невинный юмор на гомосексуальную тему ("Вы извращенец!" - "А вы - приманка для извращенца!"). Финальная сцена и вовсе ненавязчиво пародирует концовку сверхсентиментального "Телохранителя".
Сама Буллок, кстати, один раз участвовала в конкурсе красоты исключительно ради денег. Она уверяет, что ее готовили к выходу в точности как в фильме - даже стилисты были геями, как и герой Майкла Кейна.
Шутки Кейна про то, что одна из его клиенток вышла в финал несмотря на свою немоту, тоже не лишены основания. В конкурсе "Мисс Америка" часто принимают участие разные специфические меньшинства, например больные диабетом, - пресса всегда обращает на них внимание. Что касается околоконкурсных интриг, на которых и основана детективная линия фильма, то с ними на конкурсе "Мисс Америка" тоже все в порядке. Недавно, например, был уволен исполнительный директор конкурса Роберт Бек, который требовал с девушек подписать явно дискриминационное заявление, что они никогда не были замужем или беременны.