Как заявил один из членов комиссии, совершенно очевидно, что машина ушла в штопор. Это возможно только в одном случае: ее сорвали большими, сверхзаданными углами атаки во время третьего разворота. По его словам, экипаж знал об этом, так как предупреждающие сигналы срабатывали неоднократно. Экипаж, судя по всему, не слушал речевой информатор, два раза предупредивший о выходе за предельные углы атаки. Члены правительственной комиссии уверены, что техника работала нормально. Это подтверждают и данные бортовых самописцев. Согласно им, двигатели самолета работали "до земли", отказов ни в одном пилотажном приборе не было.
Правительственная комиссия собиралась в понедельник два раза: до встречи Клебанова с Михаилом Касьяновым и после. Председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина - она является в комиссии заместителем Клебанова - и ее первый зам Рудольф Теймуразов во время вынужденного перерыва и вечером после окончания работы комиссии были для прессы недосягаемы. Атмосфера секретности вокруг расследования причин катастрофы Ту-154 вполне объяснима. Акт № 1 - главный документ, который должна подписать комиссия, - может стать приговором отечественному авиастроению. Члены комиссии постарались сделать все, чтобы этот приговор смягчить. Ранее представители некоторых российских авиакомпаний уже заявили о том, что намерены в дальнейшем отдавать предпочтение зарубежным самолетам, так как более не уверены в надежности российских машин.
Отечественные эксперты избегают подробного обсуждения сравнительных характеристик российских и зарубежных самолетов. Основной критерий не в пользу отечественного самолетостроения - качество двигателей. По словам одного из экспертов МАК по безопасности полетов, некоторые авиакомпании заказывают отечественные машины с условием установки на них импортных двигателей.
Гендиректор и генеральный конструктор АО "Авиадвигатель" (г. Пермь) Александр Иноземцев ранее заявил журналистам, что пермские двигатели не являются причиной авиакатастрофы под Иркутском. По статистике, из-за остановки моторов происходит около 2% всех авиакатастроф. Значительно больший процент приходится на человеческий фактор или на неисправность измерительных приборов. Иноземцев заявил, что ему уже известна причина трагедии, однако называть ее он не хочет, чтобы не опережать Клебанова.