Основные инфраструктурные отрасли России до конца апреля потеряют более 0,5 трлн рублей из-за ограничений, введенных с середины марта для борьбы с COVID-19, подсчитали аналитики инвесткомпании InfraOne (исследование есть у «Известий»). Вынужденная самоизоляция сильно ударит по транспорту и энергетике, в меньшей степени — по социальной и коммунальной сферам. Быстрее всего после окончания кризиса и снятия ограничений начнут восстанавливаться общественный транспорт и такси, а авиацию ждет затяжной кризис на несколько лет, считают эксперты.
Деньги остались дома
Из 507 млрд рублей финансового ущерба около половины суммы — 230,3 млрд рублей — придется на транспортную отрасль, говорится в обзоре InfraOne Research (подразделение группы InfraOne). Из них 134 млрд рублей (около 60%) за вторую половину марта и апрель недополучат авиакомпании и аэропорты. Именно они оказались наиболее уязвимыми на фоне ограничений мобильности населения.
По данным Международной ассоциации аэропортов (МАА) на 6 апреля, общее падение объемов пассажирских авиаперевозок в России составило почти 90% к прошлогоднему уровню. При этом трафик на внутренних линиях снизился более чем на 80%. Международное авиасообщение было закрыто с 27 марта, 4 апреля были приостановлены чартерные рейсы для вывоза россиян из-за рубежа, с 6 апреля их возобновили.
В лучшем случае ограничения на зарубежные полеты могут снять в мае — тогда потери авиаотрасли за полные два месяца (март и апрель) составят около 180 млрд рублей, посчитали аналитики InfraOne Research. По более пессимистичному сценарию — если ограничения на полеты продлят до июня — суммарный ущерб авиакомпаниям и аэропортам превысит 270 млрд рублей. Низкая выручка будет наблюдаться еще в течение по меньшей мере одного-двух кварталов после снятия ограничений, введенных из-за пандемии. Поэтому выход из сложившейся ситуации для отрасли воздушных перевозок может оказаться более сложным и болезненным, чем для других видов транспорта, отмечается в обзоре.
С этим согласен глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Правда, по его мнению, ограничения, вероятнее всего, будут продлены как минимум до сентября.
Это — в совокупности с опасениями людей заразиться коронавирусом — создаст долгосрочный тренд на резкое снижение объема авиаперевозок. В результате авиакомпании будут вынуждены сокращать полетные программы и всеми силами избавляться от лишнего парка воздушных судов. Для восстановления отрасли потребуется не менее 5–7 лет, уверен эксперт.
Выедут на такси
Почти 42%, или 96,5 млрд рублей, потерь транспортников, по расчетам InfraOne Research, придется на железнодорожные перевозки, морские порты, городской общественный транспорт, платные дороги, а также такси и каршеринг.
При этом если потери каршеринговых компаний составят 900 млн рублей, то такси из неавиационных отраслей немногим уступает по ущербу железнодорожному транспорту — 27,4 млрд против 29,9 млрд соответственно. Причем большая часть этой суммы — недополученные доходы водителей. Как отмечают аналитики, ущерб для компаний-агрегаторов и крупных таксопарков составит 2,7–3 млрд рублей.
В 2019 году, по данным аналитического центра при правительстве РФ, в такси трудилось около 600-700 тыс. человек. Сегодня эти люди лишены возможности зарабатывать на жизнь, сказал «Известиям» председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Дневной выручки в Москве, по его словам, хватает только на то, чтобы оплатить бензин и аренду машины.
В столице после отмены ограничений из-за COVID-19 трафик городского транспорта восстановится очень быстро — в считаные дни, уверен директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Также оперативно удастся наладить работу в регионах, где крупные транспортные предприятия принадлежат муниципалитетам. Метро и наземный транспорт в значительной степени дотируются из муниципальных бюджетов в связи с большим числом льготников, пояснил он «Известиям». Снижение платежеспособности населения в первую очередь ударит именно по водителям, согласен эксперт. Восстановление работы такси, по его словам, будет зависеть от того, как быстро восстановится спрос.
Вместе с тем у сферы таксомоторных перевозок больше шансов адаптироваться к ситуации — некоторые компании уже стали работать на доставку товаров, помогая перегруженным заказами онлайн-сервисам, отмечается в обзоре. Как писали «Известия», на курьерские услуги переориентируются «Максим» и «Ситимобил», а «Яндекс.Такси» и Gett расширяют этот сектор бизнеса, подключая к нему больше водителей.
Режим самоизоляции и транспортные ограничения также негативно скажутся на финансах предприятий энергетического сектора, которые лишатся около 125 млрд рублей выручки, отмечается в обзоре. В ассоциации «Совет производителей электроэнергии» сообщили «Известиям», что сегодня в отрасли занято более 2 млн человек, многие из них не имеют возможности работать в удаленном режиме.
В организации, помимо прямых потерь от сокращения энергопотребления в стране, опасаются роста долгов за тепло и электричество. Объем платежей от населения сократился в начале апреля в 4-15 раз в зависимости от региона, сказал представитель ассоциации.
— На фоне самоизоляции рано делать выводы о том, что эта тенденция сохранится в апреле и мае. Но озабоченность такой факт вызывает, — добавил он.
Также около 114 млрд рублей недосчитаются компании, управляющие объектами социальной инфраструктуры (спортивными, рекреационными, культурно-развлекательными), 38 млрд рублей — коммунальная сфера.
Проиграют не все
Правительство РФ уже анонсировало отдельные меры поддержки наиболее пострадавших отраслей. Они носят косвенный характер — это отсрочки по уплате кредитов, налогов, сборов и страховых взносов (для малого бизнеса страховые взносы снизили вдвое), а также временный запрет на проверки со стороны надзорных органов. Авиакомпаниям выделили 1,5 млрд рублей для компенсации потерь при выполнении вывозных рейсов из-за рубежа. Но, по словам источника «Известий» на рынке, механизм их распределения Росавиацией до сих пор не утвержден.
Сейчас правительство готовит второй пакет антикризисных мер, о которых должны объявить на этой неделе.
— Правительство находится в постоянном контакте с представителями различных организаций и бизнес-объединений по вопросу преодоления последствий коронавируса, — заявили «Известиям» в пресс-службе кабмина.
Уже утвержденные меры поддержки в целом соответствуют сложившейся ситуации, поскольку распространяются на все наиболее пострадавшие отрасли, сказал «Известиям» старший научный сотрудник Института Гайдара Александр Дерюгин. Оказать адресную помощь (в том числе в виде субсидий) государство, по его словам, сможет только после окончательной оценки потерь той или иной отрасли.
— На данном этапе сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация — каков будет ущерб для отдельных отраслей и конкретных компаний. Это станет понятно только после отмены режима самоизоляции, — сказал он.
Эксперт добавил, что, если ориентироваться на опыт КНР, это случится к июню. На адресную помощь от государства в первую очередь смогут рассчитывать крупные компании, вошедшие в список системообразующих (как писали «Известия», в него попали около 650 организаций), добавил он.
Но не все сферы бизнеса пострадают от ограничений, введенных для сдерживания распространения инфекции, отмечается в обзоре InfraOne Research.
Компании, связанные с мобильной связью, крупными онлайн-сервисами и широкополосным доступом в интернет заработают по меньшей мере 37 млрд рублей дополнительной выручки. Эти сферы, по мнению авторов обзора, получат дополнительный толчок для более активного развития и после окончания кризиса. Кроме того, пандемия станет поводом для повышенного внимания властей к сфере здравоохранения, а также транспорта и логистики.