Международный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительный отчет по авиакатастрофе самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), произошедшей в столичном аэропорту Шереметьево 5 мая. Доклад появился на сайте комитета в пятницу, 14 июня.
Согласно отчету, на SSJ-100 были обнаружены повреждения, характерные для следов воздействия молнии. На это также указывает зафиксированный самописцем «шумовой эффект». После этого у самолета, по предварительным выводам экспертов, отключился автопилот и была нарушена связь.
«Произошло отключение автопилота, сопровождаемое соответствующей звуковой сигнализацией, а также переходом СДУ (системы дистанционного управления. — Ред.) в режим Direct Mode («Прямое управление». — Ред.)», — говорится в отчете МАКа.
Далее бортовой самописец зарегистрировал эмоциональный возглас одного из членов экипажа: «Ух ты!» Несмотря на это, командир воздушного судна (КВС) оценивал ситуацию как штатную.
«В 15:12:32 КВС объяснил старшему бортпроводнику, что самолет возвращается, при этом обратил внимание: «Не аварийное, ничего, просто возвращаемся», — отмечается в докладе.
В аэропорту Шереметьево SSJ-100 пошел на посадку, несмотря на срабатывание сигнализации о необходимости уйти на второй круг. Одновременно с этим капитаном воздушного судна был увеличен режим работы двигателей. В итоге это привело к росту приборной скорости — к моменту прохода торца ВПП на высоте 12 м до 304 км/ч, а к высоте 5 м — до 315 км/ч. Скорость захода на посадку для имевшихся условий составляла 287 км/ч.
«Данная скорость была установлена экипажем в качестве заданной», — добавляется в сообщении.
После этого самолет начал «скакать» по взлетной полосе. Во время второго отделения судна от взлетно-посадочной полосы самолет поднялся в воздух на 5–6 м, после чего вновь ударился о взлетную полосу.
«Через 2–3 секунды после повторного отделения РУД (рычаги управления двигателем. — Ред.) были переведены в положение «взлетная тяга», а БРУ (боковая ручка управления. — Ред.) была переведена в положение «на себя» до упора. Эти действия можно интерпретировать как попытку выполнить уход на второй круг», — говорится в тексте.
Однако из-за того что перед этим был активирован реверс тяги (створки продолжали находиться в открытом положении, хотя и начали убираться), тяга двигателей не увеличилась. Согласно отчету МАКа, основные стойки шасси разрушились к третьему удару самолета о ВПП, после чего разлилось топливо и начался пожар.
После третьего приземления бортовыми самописцами зафиксирована информация, показывающая возможную потерю (полную или частичную) управления двигателями, однако эту информацию еще предстоит проверить экспертам.
Согласно отчету, третье приземление самолета произошло в 15:30:05. Спустя 13 секунд была зарегистрирована разовая команда «Пожар в заднем БГО» — скорость самолета на тот момент составляла порядка 185 км/ч.
Еще через 20 секунд произошла остановка самолета. Команда об эвакуации была дана бортпроводниками в 15:30:52.
В тексте отчета добавляется, что замечаний во время предыдущих полетов SSJ-100 не было. Теперь комиссия МАКа планирует провести эксперименты на полнопилотажном тренажере, чтобы оценить действия экипажа SSJ-100. Отмечается, что при обсуждении предварительного отчета все члены комиссии пришли к общему мнению, что на данном этапе расследования рекомендации, сделанные техкомиссией, являются достаточными.
5 мая SSJ-100 c 73 пассажирами и пятью членами экипажа на борту вылетел из Москвы в Мурманск, но вскоре вернулся в Шереметьево из-за технических неполадок. Самолет совершил жесткую посадку и, несколько раз ударившись о взлетно-посадочную полосу, загорелся. Погиб 41 человек. Возбуждено уголовное дело.
17 мая МАК завершил расшифровку бортовых самописцев («черных ящиков») лайнера.