Эксперты оценили влияние антииранских санкций США на нефтяные цены

Иван Носатов
Фото: REUTERS/Christian Hartmann

Эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко и начальник отдела продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов прокомментировали «Известиям» решение США не продлевать срока действия исключений из санкций в отношении Ирана.

Белый дом США 22 апреля официально объявил о решении не предоставлять после 2 мая новые возможности для всех импортеров иранской нефти. Последние полгода в условиях заградительных мер закупать нефть у Тегерана могли восемь стран: Китай, Греция, Индия, Италия, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция.

Фьючерсы на нефть марки Brent 22 апреля выросли более чем на 3%, достигнув уровня $74,31 за баррель. Это самый высокий уровень с 1 ноября 2018 года. Нефть марки WTI также обновила максимум с 31 октября прошлого года. Она прибавила в цене 2,4%, достигнув $65,52 за баррель.

Несмотря на антииранские санкции, у Тегерана остаются обходные пути, считает Екатерина Грушевенко.

«Помимо официальной торговли, Иран использует так называемые серые схемы. Так, в марте более 200 тыс. баррелей в сутки иранского экспорта не было идентифицировано. Этому способствует отключение трекеров на танкерах, применение бартерных схем и т.д.», — подчеркнула специалист.

В свою очередь, Вячеслав Абрамов подчеркнул, что до введения санкций, в мае 2018 года, Иран экспортировал более 2,5 млн баррелей в сутки. В апреле 2019 года, по данным компаний, отслеживающих этот показатель, экспорт уже не превышал 1 млн баррелей в день.

Для российского бюджета высокие цены на нефть в краткосрочном периоде будут благоприятными, считает представитель Центра энергетики Московской школы управления «Сколково». Однако постоянно высокий уровень приведет к снижению спроса в дальнейшем, заключила эксперт.

Официальный представитель министерства иностранных дел исламской республики Аббас Мусави заявил о том, что власти Ирана примут меры в связи с решением США не продлевать для ряда государств режим исключения из нефтяных санкций против Тегерана.

8 мая 2018 года Трамп объявил о выходе Соединенных Штатов из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), подписантами которого также выступили Россия, Китай, Франция, Германия и Великобритания. Эта сделка обязывала Иран ограничить ядерную деятельность в обмен на прекращение финансовых и экономических санкций.

В ноябре Вашингтон восстановил санкции в отношении Тегерана, которые затрагивают в том числе нефтяной сектор исламской республики. При этом несколько стран получили «разрешение» закупать нефть у Ирана до мая 2019 года. В этом списке оказались Китай, Греция, Индия, Италия, Япония, Тайвань, Южная Корея и Турция.