Усадьбы Чехова и Достоевского защитят от застройки

Подмосковье определит охранные зоны более сотни объектов культурного наследия
Григорий Смолицкий
Дом Чехова в Мелихово. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Министерство культуры Московской области определит границы охранных зон нескольких десятков памятников архитектуры. Об этом «Известиям» рассказал источник в ведомстве. Раньше такая работа в области практически не проводилась и потому необходима для сохранения наследия. Однако защитники памятников опасаются — не будут ли границы охранных зон прописаны в угоду застройщикам.

Предмет охраны и границы определят у 44 археологических памятников в Сергиевопосадском районе, 44 памятников архитектуры в том же районе и у 25 архитектурных объектов в других местах Подмосковья. Это, например, усадьба «Даровое», где прошли детские годы Достоевского, тютчевская усадьба «Мураново», два имения, связанных с именем Чайковского, дом Чехова в Мелихово, усадьба Блока «Шахматово». Все работы должны быть закончены в этом году. Правительство области готово выделить на них более 4 млн рублей.

Как уже сообщали «Известия», отсутствие охранных зон у усадеб и других памятников архитектуры в Московской области — серьезная проблема. До сих пор бюджет практически не выделял денег на их разработку. Определить охранные зоны поручают застройщикам расположенных рядом территорий. Однако они устанавливают границы исходя из своих интересов. Инициатива подмосковных властей должна помочь сохранить памятники, связанные с именами известных людей.

Как ранее заявлял министр культуры Подмосковья Антон Губанков, на ближайшие годы бюджет выделит более 200 млн рублей на оформление документации памятников. Причем если говорить о всей территории региона, то даже 70–80% работ по подготовке документации потребует около 3 млрд рублей.

По мнению председателя Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Евгения Соседова, подобная инициатива властей очень важна для культурного наследия Московской области, особенно в части археологических памятников. Однако реализована она может быть по-разному.

— С одной стороны, при описании границ охраны могут возникнуть конфликты с застройщиками или даже муниципальными властями, рассчитывавшими продать часть охранной зоны под жилое строительство, — уверен эксперт. — Вполне возможно, что новые границы будут оспаривать и стоит ожидать большого количества судебных исков.

При этом он добавил, что, с другой стороны, возможен вариант, при котором, наоборот, все эти охранные зоны будут разрабатываться уже с учетом интересов строительных компаний.

Вице-президент фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас также согласен с необходимостью таких работ в регионе.

— Зоны охраны утверждены в лучшем случае у 40% объектов культурного наследия, — объяснил он. — Раньше правительство этим почти не занималось.

Необходимо такую работу продолжать и дальше. Правда, Ойнас отметил, что не представляет, как можно успеть провести столь трудоемкий процесс до конца года.

Добавим, как уже писали «Известия», четкое оформление всей документации должно помочь и в реализации программы передачи памятников архитектуры в аренду на льготных условиях под обязательства реставрации и правильного содержания. Когда вся документация готова и потенциальный арендатор уверен, что, например, сделав там резиденцию, он не получит через месяц три коттеджных поселка вокруг усадьбы, больше шансов, что он пойдет на сделку.