Без седла: в России запретили китайские тягачи

За продажу опасных грузовиков грозит административная ответственность
Евгений Багдасаров
Фото: Global Look Press/Anton Belitsky

Вслед за грузовиками Shacman Росстандартом запрещен выпуск в обращение ряда моделей DongFeng, Foton, FAW и Sitrak. У них приостановлено действие одобрений типа транспортного средства (ОТТС). Как указали в ведомстве, эти грузовики представляют значительную угрозу здоровью и жизни водителей и пешеходов. Так ли опасны китайские грузовики или за запретом стоят интересы российских производителей — выясняли «Известия».

Какие грузовики отзывают

Под запрет попали грузовики Dongfeng типа DFH 4180, Foton типа BJ4189, FAW типа CA4250, CA4180, Sitrak типа ZZHS, а также шасси Foton типа M4L. Кроме того, выпуск в обращение запрещен для DongFeng типа DFH 5200B, Foton типа H5 и FAW типа JH6-B 8X4: документы соответствия этих моделей были выданы в других государствах — членах Евразийского экономического союза.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Согласно информации на сайте «Электронного паспорта», у грузовиков DongFeng DFH 4180 уже аннулированы ЭПТС (электронные паспорта транспортного средства). Речь идет в основном о седельных тягачах. Под обозначением ZZHS, вероятнее всего, идут практически все «Ситраки» и «Хово», которые импортировались в РФ официально, рассказал «Известиям» журналист «Грузовик Пресс» Андрей Михайлов.

Ранее у Росстандарта возникли претензии к безопасности грузовиков Shacman SX3258, затем контролеры проверяли Sinotruk.

Чем они опасны?

Причиной запрета стали выявленные Росстандартом нарушения обязательных требований, которые «представляют значительную опасность здоровью и жизни как самих водителей транспортных средств, так и других участников дорожного движения, в том числе пешеходов», говорится в сообщении ведомства.

К таким нарушениям отнесли несоответствие обязательным требованиям эффективности тормозной системы, уровня шума движущегося грузовика, идентификации органов управления и установки устройства вызова экстренных оперативных служб.

Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey

Кроме того, выявлены многочисленные документарные нарушения, которые касаются мест крепления ремней безопасности и их установки, сидений, защиты от несанкционированного использования, выбросов, оснащения задними защитными устройствами, боковых защитных устройств, рулевого управления, передних противоподкатных устройств и прочего.

Росстандарт заявил, что выдал официальным представителям марок ряд предписаний о необходимости отзывной кампании для устранения нарушений. Те уведомили ведомство о приостановке продаж продукции, в отношении которой выявлены нарушения, а также начали разработку программ мероприятий по исправлению этих нарушений.

В Росстандарте подчеркивают, что продажи перечисленных грузовиков должны быть приостановлены, нарушители понесут административную ответственность.

О каком количестве грузовиков идет речь?

Попавшие под запрет машины — лидеры в сегменте недорогих и доступных моделей, что делает их популярными в самых разных отраслях экономики, рассказал «Известиям» руководитель отдела продаж «ААА «Траксервис» Андрей Романюк.

Он отметил, что по итогам первой половины 2025 года суммарная доля FAW, Foton, DongFeng и Sitrak составляет более 30% рынка тяжелых грузовиков в стране.

Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова

— Если выявленных несоответствий будет много, то количество таких автомобилей может достигнуть 25–30 тыс. единиц, — сказал Андрей Романюк. Он добавил, что на часть машин уже аннулированы ранее выданные ЭПТС и в ближайшее время могут появиться аналогичные новости по другим моделям.

«Золотые образцы»

— Мы давно последовательно боролись за то, чтобы такое решение было принято. Мы подавали иск к Росстандарту из-за того, что он не применил все возможные меры принуждения компании «Ситрак», которая явно нарушала российское законодательство и совершенно не собиралась выполнять требования по отзывной кампании. Что же касается остальных китайских марок в списке, то они занимались по большому счету тем же самым. Сертифицируются одни автомобили, а поставляются другие, — рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

Проверка уже сертифицированной техники «задним числом» связана с тем, что на многие вещи органы сертификации прежде смотрели «сквозь пальцы», отмечает Андрей Михайлов.

Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey

— Была широко распространена практика, когда на сертификацию предоставляли «золотые» образцы, соответствующие всем требованиям регламента, а в продажу шли упрощенные и удешевленные автомобили, которые требованиям уже не соответствовали. Та же шумоизоляция — явный и верный признак удешевления изделия, — отмечает он.

Определенное влияние оказала и ситуация на рынке грузовиков

— С одной стороны, продажи новой техники встали из-за дорогого лизинга, с другой — сейчас на стоках лизинговых компаний «зависло» невероятное количество изъятых грузовиков, которые блокируют даже те крохотные продажи новой техники, что могли бы быть. Еще один фактор: продавцы китайской техники завезли огромное количество грузовиков перед повышением утильсбора, чтобы успеть растаможить их по старой ставке, и не могут их теперь распродать, запасов хватит на годы, — отметил Андрей Михайлов.

Под одну гребенку

Само по себе решение Росстандарта правильное, считает управляющий партнер консалтингового агентства «Стратегия дела» Александр Цыпин. По его словам, китайские автопроизводители не всегда удовлетворяют требованиям законодательства России и не обращают на это должного внимания. Иногда грузовики не соответствуют тем ОТТС, которые используются для ввоза их в Россию. С конца 2023 года Росстандарт обращает на это внимание. Shacman первым пострадал, потому что реагировал хуже остальных, предположил эксперт.

Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey

— Как это сделано, вызывает большие вопросы. Всех китайских производителей взяли «под одну гребенку», а претензии у Росстандарта, насколько я знаю, ко всем разные. С одной стороны, это требования по шуму в кабине, а с другой — к тормозной системе, что действительно критично. В каком-то случае ОТТС приостановили из-за неправильной маркировки колес. К одному из производителей три претензии, ни одна не касается технической части, — рассказал Александр Цыпин.

По его словам, в опубликованных Росстандартом документах нет достаточных разъяснений.

— Указано, что импортеры не имеют права вводить технику в оборот, то есть ее продавать. Но если технику уже купил дистрибьютор, она, по идее, введена в оборот. ПТС аннулирован только у DongFeng, у FAW и Sitrak пока нет. Будет ли Росстандарт их аннулировать, если дилеры и дистрибьюторы продолжат продавать эти грузовики? Shacman уже более полугода не может этот вопрос решить. Производитель утверждает, что документы были отправлены в орган по сертификации, но Росстандарт утверждает, что ничего не получено. Чья вина — непонятно, — отметил Цыпин.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Он предупредил, что возможен вариант, когда производитель грузовиков решит вывезти заявленные модели из России и потребует вернуть утилизационной сбор.

— У DongFeng отозваны 3606 автомобилей. В прошлом году их импортировали под утилизационный сбор 1 млн 485 тыс. рублей. У Shacman еще зависли 2000 грузовиков, по большей части самосвалы, а здесь утилизационный сбор уже 2 млн рублей. Это огромные деньги для бюджета, — отметил Александр Цыпин.

Кому это выгодно

Некоторые эксперты считают, что запрет на продажу китайских грузовиков имеет целью «расчистить место» для российских производителей.

— За счет временного прекращения поставок китайских автомобилей возникнет существенная передышка для КамАЗа. Вместе с тем это болезненный удар и для строителей, и для лизинговых компаний, и для банков, потому что выкуплены большие объемы, в том числе и на факторинговые деньги. Теперь эти объемы нельзя продать, зарегистрировать, сдать в лизинг и так далее. Следовательно, эти машины и эти деньги «зависают», — считает Антон Шапарин.

Ранее КамАЗ объявил о переходе на сокращенную на один день рабочую неделю с 1 августа. Пойти на этот шаг вынудило отсутствие перспектив роста рынка и давление импортеров. Интересно, что под отзывную компанию не попала компания JAC, являющаяся партнером КамАЗа.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По данным «Автостат-Инфо», КамАЗ за полгода продал 8336 автомобилей, тогда как Sitrak —менее 4 тысяч, а другие китайские марки еще меньше.

— Вопрос в том, насколько тягачи из КНР угрожали КамАЗу. Он больше 9 тыс. грузовиков К5 не делал, и не потому, что не мог продать. Всегда в России действовало правило: падает рынок — падает доля зарубежных производителей. То же самое и сейчас происходит. Рынок тягачей у нас в этом году и так провалился на 70%. Если в прошлом году было продано порядка 50 тыс. седельных тягачей в стране, то сейчас осталось 30%, это 15 тыс. Затоваренность у КамАЗа есть, но его доля на рынке выросла, — отметил Александр Цыпин.

«Закручивание гаек» коснулось не только проверки уже выданных ОТТС, но и получения новых, рассказал Андрей Михайлов. Процедура сертификации значительно ужесточилась и замедлилась, и это касается не только китайских марок, но и местных производителей.

— Например, Ликинский автобусный завод получил два ОТТС на новые модели с полугодовой задержкой. Притом что речь шла о конструкциях, разработанных в России. Поэтому я не готов утверждать, что китайским маркам включили красный свет, а российским — дали зеленый, — заявил эксперт.

«Известия» направили запросы в Росстандарт и представительство DongFeng, но на время публикации ответы получены не были.