Занимательные «физики»: для кого хотят увеличить размер утильсбора

Минпромторг намерен изменить градацию для импортеров-физлиц
Кирилл Сазонов, Евгений Багдасаров
Фото: Legion-Media/PhotoXPress.ru

В России могут быть введены новые критерии льготного утильсбора, которым облагаются транспортные средства, ввозимые частными лицами для личного пользования. К существующим ограничениям по объему двигателя Минпромторг намерен добавить и лимит по мощности. Это приведет к резкому сокращению числа моделей, подпадающих под льготы, росту цен и дальнейшему падению авторынка, отмечают дилеры и эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Мощность — в утиль

Минпромторг намерен изменить критерии, позволяющие импортерам-физлицам, ввозящим автомобили для личного пользования, уплачивать на них утильсбор по льготным ставкам. Об этом заявил глава ведомства Антон Алиханов. По его словам, эта мера позволит привлечь дополнительные средства, которые будут направляться на меры поддержки продаж автомобилей.

«Мы в рамках стратегической сессии доложили председателю [правительства РФ Михаилу Мишустину], — как раз рассматривался автопром, — о необходимости распространения утилизационного сбора на те автомобили, которые ввозятся физическими лицами, но в определенных сегментах, то есть 160 «лошадей» и выше, мы будем распространять на них тоже утилизационный сбор», — заявил Антон Алиханов.

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

По словам главы Минпромторга, эту меру планируется ввести «в ближайшее время». Это дополнительно принесет в бюджет десятки миллиардов рублей, заявил он.

«Разные мы оценки делали — от 40 млрд до 60 млрд рублей. не все из них поступают в наше распоряжение, а часть передается в Министерство финансов на иные цели», — отметил Антон Алиханов.

Сколько сейчас платят физлица

По действующим правилам, при ввозе автомобиля физлицом для личного пользования транспортное средство облагается утильсбором по льготной ставке. Для новых машин она составляет 3,4 тыс. рублей, на машины старше трех лет — 5,2 тыс. рублей. Важное условие: объем двигателя не должен превышать трех литров. В противном случае действуют так называемые коммерческие ставки утильсбора, которые значительно выше.

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Кроме того, чтобы воспользоваться этой льготой, можно ввезти в течение года на свое имя только одну машину, которая в дальнейшем должна быть в собственности импортера не менее 12 месяцев. При нарушении этих условий утильсбор также доначисляется по «коммерческим» ставкам.

В Минпромторге пока не комментируют ни возможные ставки утильсбора для моделей с мощностью двигателя более 160 л. с., ввозимых физлицами, ни ориентировочные сроки их введения.

Кого защищаем?

Нынешняя ситуация с падением продаж новых автомобилей — это одно из следствий повышения утильсбора прошлой осенью и в начале этого года, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

— За счет этого в том числе пытались получить дополнительные доходы в бюджет. Результат оказался противоположным — продажи машин и их импорт упали, как следствие, снизились и доходы от утильсбора, — заявил он «Известиям».

Решение о введении ограничения по мощности в 160 л. с. он называет неразумным и нелогичным.

— Одна из декларируемых целей утилизационного сбора — это защита интересов российского автопрома. Но в нашей стране серийно не выпускаются, и, насколько мне известно, даже не разрабатывается ни легковые автомобили, ни моторы такой мощности. Совершенно не понятно, на кого рассчитана такая «защита», — отметил Игорь Моржаретто в разговоре с «Известиям».

Фото: РИА Новости/Павел Львов

— Это решение — не просто корректировка утильсбора, а попытка экстренно заткнуть дыру в финансировании льготных автопрограмм за счет узкой группы покупателей. Последствия для рынка могут быть резкими и негативными, — полагает генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.

Как считает Ирина Франк, после введения такой меры параллельный импорт машин с мощностью более 160 л. с. физлицами практически прекратится. «Покупатели этих автомобилей либо откажутся от покупки, либо обратятся к официальным дилерам (где цены и так высоки), либо будут искать еще более изощренные и рискованные схемы ввоза», — прогнозирует она.

— Исчезновение более дешевых «серых» конкурентов в сегменте от 160 л. с. — плюс для официальных каналов. Видя, что альтернативы нет, официальные дилеры и локальные бренды могут попытаться поднять цены на свои мощные модели, пользуясь ослаблением конкуренции, — считает Ирина Франк.

Фото: Global Look Press/Svetlana Vozmilova

При этом рынок подержанных моделей пострадает сильнее, отмечает Ирина Франк. Ставка сбора для машин старше трех лет уже выше, напоминает она. Логично ожидать, что и повышение для них будет более значительным, что ударит по рынку мощных иномарок с пробегом, который и так нестабилен, уверена генеральный директор Frank Auto.

Ожидаемые доходы в размере 40–60 млрд рублей — существенная сумма для госпрограмм, но она лишь отсрочит проблему, считает эксперт. Если просадка рынка составит 40% и более, то этих денег хватит ненадолго, отмечает Ирина Франк.

— В краткосрочной перспективе правительство получит деньги на субсидии, но ценой резкого роста цен на мощные ввозимые иномарки, коллапса сегмента их «серого» импорта и усиления ценового давления со стороны официальных игроков. Долгосрочно это шаг к еще большей изоляции российского авторынка и сокращению выбора для потребителя, особенно в премиум-сегменте. Эффект для поддержки массового спроса будет ограниченным и временным, — резюмирует Ирина Франк.

Выбор сузится

Увеличение утильсбора приводит к сокращению объемов параллельного импорта, который сейчас уже занимает небольшую долю на рынке, считают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)

— Очевидно, что такие автомобили подорожают на стоимость утильсбора. При этом стоит учитывать существенное падение рынка продаж и низкую покупательскую способность, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РОАД.

Данная мера направлена на повышение интереса к отечественной продукции и развитие производств полного цикла внутри страны для импортеров, отметили в ассоциации.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Это решение неизбежно приведет к повышению цен и сужению выбора автомобилей, уверен главный редактор журнала «За рулем Максим Кадаков.

— Мы уже наблюдали в прошлом году, как в ожидании повышения утильсбора люди бросились скупать автомобили по принципу «надо брать, пока не подорожало». Скорее всего, на этих же настроениях покупатели снова ринутся за машинами. Однако с учетом заявлений об «очень скором» принятии новых правил этот эффект будет очень краткосрочным. А в дальнейшем возможен еще более серьезный спад, — прогнозирует Максим Кадаков.