АвтоВАЗ планирует запустить новый бренд, под которым будут выпускаться коммерческие автомобили. Кроме этого, на 2025 год российский автопроизводитель запланировал пятнадцать премьер — это будут как новые модели, так и модификации существующих. Подробности — в материале «Известий».
Коммерция в китайском стиле
АвтоВАЗ может запустить новый автомобильный бренд, следуя примеру китайского автопрома. Об этом заявил на пресс-конференции, посвященной итогам года и планам на 2025 год, президент компании Максим Соколов.
— Мы работаем со многими партнерами как в стране, так и за рубежом. В полной мере заработал наш инженерный центр в Санкт-Петербурге, который взаимодействует со многими инженерными компаниями и дизайнерскими центрами. Одно из направление маркетинга АвтоВАЗа — это развитие не только продуктовой линейки, но и брендовой. Мы видим успешный пример китайского рынка, где царит многообразие брендов. Мы следуем этим трендам и прорабатываем вопрос запуска еще одного отдельного бренда, который будет характеризовать в том числе линейку наших коммерческих автомобилей, — сказал Соколов.
По его словам, коммерческий сегмент в настоящее время недозагружен и спрос на подобные автомобили растет. Поэтому АвтоВАЗ приложил особые усилия на запуск производства модели Largus в Ижевске. Кроме того, были сделаны инвестиции в дочернее предприятие ВИС для развития его модельного ряда коммерческих автомобилей на базе «Гранты» и «Нивы» и увеличения выпуска продукции.
— Как раз в новогодние праздники в полной мере было запущено окрасочное производство, и это говорит о том, что там фактическим может быть использована модель полного цикла. То есть мы будет направлять туда уже не машинокомплекты, а одни кузова, а наши коллеги будут их окрашивать и собирать полностью, — рассказал Максим Соколов.
В основу бренда ляжет существующая линейка коммерческих автомобилей, которая может быть расширена за счет отдельно действующего предприятия и кооперации с партнерами АвтоВАЗа. Причем Максим Соколов допустил, что это могут быть и модели грузоподъемностью более 500 кг.
— Когда будем презентовать, посмотрим, каким модельным рядом его наполнить. Сейчас пока говорить об этом преждевременно, но работа идет и находится в завершающей стадии — отметил Максим Соколов. Новый бренд планируют представить в 2025-2026 годах.
Искра, кроссовер и другие новинки
На 2025 год Волжский автозавод запланировал полтора десятка «крупных продуктовых событий». Сюда включены как запуск новых моделей, так и модификации существующих. Главная премьера — новое семейство Iskra, которое встанет на конвейер в Тольятти в первом полугодии. В июне 2025 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) состоится мировая премьера кроссовера Lada на платформе Vesta.
На 2025 год АвтоВАЗ пообещал новые версии и комплектации для всего модельного ряда Lada. Vesta получит модификацию Sport, а недавно запущенная Niva Sport к лету обзаведется версией «Шелковый путь» в честь одноименного ралли-марафона. Уже в январе «Весты» с мотором 1,8 л начнут получать новую 6-ступенчатую механическую коробку передач, также на машины вернется климат-контроль. К лету семейство Niva начнут оснащать новым 8-клапанным агрегатом объемом 1,8 л, сперва он появится на Niva Travel.
Планы на ближайшее будущее
На этом АвтоВАЗ останавливаться не планирует, на 2027 год намечен запуск минивэна. Ведутся работы над турбомоторами, возможно, это будут партнерские проекты. Есть в планах и среднеразмерный кроссовер.
— Мы работаем над разными проектами с учетом имеющихся решений по новой отечественной платформе. Сейчас идет ее разработка при непосредственном участии ФГУП НАМИ, оценка ее многофункциональности, параметров. В рамках этой работы будет рассмотрен вопрос о создании среднеразмерного полноприводного кроссовера. В зависимости от того, как он будет решен, мы скорректируем или изменим свои планы. Мы считаем, что отечественный автопром должен иметь всю палитру модельного ряда. Наверное, это не вопрос ближайшей пятилетки, а скорее стратегического планирования, — рассказал Максим Соколов.
Чего не хватает АвтоВАЗу
В модельной линейке концерна из Тольятти не хватает кроссовера, считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Но он по цене уже будет приближаться к «Ауре» и, по моим подсчетам, будет стоит 2,6–2,7 млн рублей. Вряд ли он будет продаваться огромными тиражами. Но, безусловно, кроссовер АвтоВАЗу нужен, — считает Кадаков.
Основная сложность для АвтоВАЗа — это отсутствие современной платформы для автомобиля сегмента С и выше, считает партнер «Австостата» Игорь Моржаретто.
— У компании есть хорошая платформа «Веста», на которой уже в этом году будет создан кроссовер. Также есть современная платформа «Искра», которую также можно использовать для создания новых моделей. Но обе эти платформы рассчитаны на модели сегмента B и B+. Поэтому сейчас компания физически не может сделать автомобиль более высокого класса, который необходим для полноценной модельной линейки, — рассказал «Известиям» эксперт.
По его словам, разработка платформы — длительный и не самый дешевый процесс. Выходом из этой ситуации может быть сотрудничество с партнерами из дружественных стран или приобретение уже существующих решений.
— Это должна быть универсальная, модульная платформа, позволяющая создавать разные типы автомобилей и рассчитанная на использование не только традиционных двигателей внутреннего сгорания, допускающая возможность создания на ее базе электрокара и гибридной модели — считает Игорь Моржаретто.
Планка в полмиллиона
АвтоВАЗ отчитался о выполнении всех целей на 2024 год и рекордном сорокапроцентном росте производства автомобилей — до 525 525 единиц. Таким образом, компания превысила план в полмиллиона машин. Однако в красивую цифру включены не только реализованные в России коммерческие и пассажирские автомобили Lada (около 459 тыс. машин), но также поставленные на экспорт автомобили и машинокомплекты.
— Сейчас доля АвтоВАЗа на рынке около 30%. Месяц от месяца она немого «гуляет». В прошлом году объемы продаж росли, а развиваться на растущем рынке всегда проще. Если в нынешнем году они сохранятся, то АвтоВАЗ будет чувствовать себя очень неплохо, и те же 500 тыс. машин или даже чуть больше он сможет продать без труда. Даже если рынок снизится на 10%, на компании это тоже особо не скажется. Но если общее падение рынка будет сильнее, на уровне 15–20%, то тогда АвтоВАЗу придется пересматривать свои планы, — отметил Максим Кадаков.
В любом случае цена на «Лады» будет повышаться, и не один раз, в течение года, считает он. Как минимум в пределах инфляции.
Одной из главных причин подорожания автомобилей Lada стали антироссийские санкции, рассказал Максим Соколов.
— Мы, безусловно, испытываем санкционное давление, и за полтора года, с сентября 2023 года, когда санкции были введены в отношении АвтоВАЗа, оно только усилилось. Добавились вторичные санкции, из-за которых усложнились логистические цепочки, отправка платежей. Это существенным образом повлияло на подорожание нашей продукции, — сказал глава АвтоВАЗа.