«Гражданка» на двоих: в Госдуму внесены поправки в закон «Об ОСАГO»

Правительство уточнило порядок заключения единой автостраховки
Кирилл Сазонов
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

Правительство внесло на рассмотрение Госдумы поправки в закон «Об ОСАГО», связанные с расширением с 1 октября действия российской «автогражданки» на территорию Белоруссии. Законопроект устанавливает дополнительные требования к автомобилистам и страховщикам, оформляющим такие полисы, а также расширяет полномочия таможенников. Подробности — в материале «Известий».

Гармония в законах

На рассмотрение Государственной думы внесены поправки в закон «Об ОСАГО», подготовленные правительством. Документ размещен в системе обеспечения законодательной деятельности нижней палаты парламента. Законопроект подготовлен на основе разработанного в 2022-м и принятого в прошлом году Парламентским собранием Союза Белоруссии и России модельного законодательного акта «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства». Законопроект направлен на гармонизацию и синхронизацию российского законодательства и законодательства Союза в рамках введения с 1 октября на территории России и Белоруссии единой системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Согласно поправкам, право на заключение единого договора ОСАГО получат страховые компании, постоянно находящиеся на территории Союзного государства. Оформлять такую страховку можно будет только на транспортные средства, зарегистрированные в странах — участницах Союза. Этот договор будет составляться в электронном виде как дополнение к основному полису «автогражданки». В нем обязательно должны быть указаны страхователь, застрахованное транспортное средство, срок действия и период использования ТС (они могут отличаться), а также порядок изменения, продления, досрочного прекращения договора и уплаты страховой премии.

«В случае если гражданская ответственность владельца транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства и временно используемого на территории Российской Федерации, застрахована в рамках международных систем страхования, водитель транспортного средства обязан по требованию сотрудника полиции представить для проверки документ, подтверждающий факт заключения договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования», — говорится в тексте документа.

Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова

Данные о единых полисах ОСАГО будут заноситься в систему «АИС страхования». При этом таможенные органы получат право не просто контролировать наличие такого полиса у водителя, пересекающего границу на машине, но и «самостоятельно проверить наличие данных о таком действующем договоре в АИС страхования».

Обеспечивать возможность такой проверки будет Национальная страховая информационная система (НСИС, дочерняя компания Банка России). По словам генерального директора НСИС Николая Галушина, сейчас происходит интеграция со страховыми информационными системами белорусской стороны.

Цена вопроса

Тарифы на дополнительную страховку будут определены позднее, после принятия законопроекта Госдумой, сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

— Главное, что договор расширения ОСАГО на Белоруссию будет заключаться по желанию страхователя, то есть покрытие на РБ не будет по умолчанию включаться во все договоры ОСАГО. За расширение, таким образом, будет доплачивать только часть автовладельцев по собственному желанию. На стоимости обычного ОСАГО это никак не отразится, — подчеркнул он.

Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

С 1 июля 2024 года российские страховые компании начали оформлять для поездок в Белоруссию отдельные полисы, так называемые синие карты (аналог автостраховок международной системы «Зеленая карта», членство в которой России и Белоруссии было приостановлено с 30 июня прошлого года). При этом «синяя карта» для поездок в соседнее государство — это отдельный полис, и он на несколько дней стоит почти как полноценная «автогражданка», уточнили в РСА.

— С 1 октября доплачивать за покрытие на Белоруссию нужно будет тем, кому это действительно необходимо. Суммы будут небольшими, как мы ожидаем, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РСА.

Как ранее сообщал Центробанк, согласно модельному закону Союза, страховые выплаты и размеры страховых сумм будут устанавливаться в соответствии с законодательством об обязательном страховании государства-участника, на территории которого произошло ДТП. При этом в России лимит по ОСАГО составляют до 400 тыс. рублей за поврежденное в аварии имущество и до 500 тыс. рублей — в случае причинения вреда жизни и здоровью людей. В Белоруссии предел выплат по «автогражданке» заметно выше: до €10 тыс. (966 тыс. рублей по курсу ЦБ РФ) как за ущерб имуществу, так и за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— При столь заметной разнице в предельных суммах страхового возмещения получается, что попасть в ДТП в Белоруссии будет «выгоднее», чем в России. Притом что при прочих равных условиях стоимость страховки в соседнем государстве в три-четыре раза ниже, чем у нас, — заявил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Похожей точки зрения придерживается и главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его мнению, при едином полисе разница в тарифах и выплатах выглядит странно.

«Синие» перспективы

В первую очередь единый полис будет востребован грузоперевозчиками, которые постоянно курсируют между двумя странами, считают в РСА. Эта страховка будет интересна также и обычным автомобилистам, которые часто ездят в соседнюю страну, полагает Николай Галушин.

По мнению вице-президента НАС Антона Шапарина, имеет смысл подумать над дальнейшим расширением единого ОСАГО. Например, такую страховку имеет смысл ввести для других страна — участниц ЕАЭС, считает он.

Фото: Global Look Press/Svetlana Vozmilova

Такая работа уже частично ведется, сообщили в РСА. Пока речь идет об отдельных, а не о единых полисах, уточнили в Союзе.

— Азербайджан, Казахстан и Иран могут присоединиться к так называемой синей карте, переговоры об этом ведутся. Однако о сроках пока говорить рано, — рассказали «Известиям» в пресс-службе РСА.