Первый легковой: как белорусы собирают китайские автомобили для России

«Известия» посетили завод Belgee под Минском
Денис Буденков
Фото: Belgee

Год назад в Белоруссии запустили производство легковых автомобилей под отечественной маркой Belgee, а в июне 2024-го компания объявила о выходе бренда на рынок России. Чем отличаются кроссоверы Belgee от оригинальных китайских машин и как компания намерена развиваться на российском рынке, выяснили «Известия».

Что за бренд Belgee, где собирают

С появлением предприятия СЗАО «Белджи» в Минской области сформировался машиностроительный кластер. Завод находится между Борисово, где выпускают карьерные «БелАЗы», и Жодино, где развито производство автокомпонентов.

Запуск завода полного цикла — со сваркой, окраской и сборкой — прошел в конце 2017 года. Общая площадь завода составляет 118 га, на предприятии работают более 1,7 тыс. человек. В цехах сварки и окраски есть 38 роботов из Германии, а также оборудование из Китая, Франции и других стран Европы. В разговоре с «Известиями» сотрудники предприятия заявили, что проблем с обслуживанием техники европейского производства не возникает. Использующиеся в цеху сборки технологические линии, конвейеры, автоматические тележки AGV и манипуляторы сделаны в Китае.

Фото: ТАСС/TATSIANA ZENKOVICH

Изначально на предприятии выпускали кроссоверы Atlas и Emgrand X7, а также седан Emgrand 7 от Geely, но рынок требовал более современных моделей, и в 2020 году завод полностью сменил модельную линейку в пользу Geely Coolray и Atlas Pro. Переход осложнился тем, что модернизация пришлась на начало пандемии коронавируса, рассказывает гендиректор предприятия Геннадий Свидерский.

По его словам, сейчас контрольный пакет предприятия «Белджи» находится у Белоруссии, а концерну Geely принадлежит 38%. Стратегические решения принимаются квалифицированным большинством. Предприятие ориентировано на выпуск до 60 тыс. автомобилей в год с возможностью увеличения объемов. Суточный рекорд по выпуску машин составляет 307 единиц, поделились сотрудники предприятия.

Сварочную линию для «Белджи» монтировала, проектировала и устанавливала китайская компания JEE. Параллельно она занималась тем же самым на гигафабрике Tesla в Германии, с гордостью отмечают на заводе.

Чем Belgee отличаются от Geely

Год назад, в июле 2023-го, у завода появился собственный автомобильный бренд Belgee. Компания приобрела лицензии, позволяющие выпускать Geely Coolray первого поколения и Geely Atlas Pro под своей национальной маркой. Эти модели уже давно хорошо знакомы россиянам и стабильно занимают высокие позиции в рейтингах по объему продаж. Выпускаемые на заводе автомобили реализуются только на рынках Белоруссии и России, причем наша страна закупает порядка 80% от всего объема, отметил глава завода Геннадий Свидерский.

Фото: Belgee

Belgee X50 вышел на российский рынок осенью прошлого года и продавался через дилерскую сеть Geely. В начале этого лета белорусская марка объявила, что отделяется от китайского бренда и машины будут реализовываться новым дистрибьютором через сеть фирменных автосалонов Belgee.

Компактный кроссовер Coolray, который производят мелкоузловым методом, получил название X50. Среднеразмерный Atlas Pro после ребрендинга стал называться X70, его выпускают крупноузловым методом. Обе модели оснащены трехцилиндровым турбомотором объемом полтора литра. На переднеприводном X50 он сочетается с семиступенчатым «роботом». Кроме того, X70 предлагается как с передним, так и с полным приводом, причем полноприводные модификации являются «гибридами».

Третьей моделью под брендом Belgee может стать седан Geely Emgrand, на предприятии отмечают на него хороший спрос.

От оригинальных моделей Geely «клоны» отличаются рядом локализованных в Союзном государстве деталей. Так, ветровые стекла выпускаются российской компанией «Фуяо Стекло Рус», аккумуляторы и колесные диски также поступают из России. Автомобили комплектуются шинами «Белшина» и локализованным в республике устройством вызова экстренных оперативных служб.

Кроме того, собранные в Белоруссии модели отличаются повышенной коррозионной стойкостью. Все наружные поверхности: двери, колесные арки, днище и другие элементы, которые контактируют с агрессивной средой, выполнены из оцинкованной стали. В цеху покраски сваренный кузов опускается в несколько ванн для нанесения антикоррозийного покрытия. Правда, капот и крыша приходят из Китая неоцинкованными.

Фото: Belgee

— С одной стороны, вроде ребрендинг не сильно на что-то повлиял, но он существенно расширил возможности по локализации. Мы получили за счет покупки лицензии и выпуска под собственным брендом доступ к конструкторской документации, сами развиваем дилерскую сеть, можем сами определять срок жизненного цикла автомобиля. Уже сейчас мы можем делать в автомобилях программные изменения. Например, чтобы навигатор работал на дисплее на автомобиль, а не через Bluetooth, — рассказывает Геннадий Свидерский.

Несмотря на это, разрабатывать и выпускать собственные спецверсии, либо особые комплектации X50 и X70 не планируется, ответил глава завода на вопрос «Известий».

Планы развития

Жизненный цикл моделей X50 и X70 рассчитан до 2028 года включительно, хотя в РФ Geely уже продает Coolray и Atlas нового поколения. Как рассказал операционный директор Belgee в России Валерий Тараканов, преимущество поставленных на конвейер моделей в том, что по ним есть богатая история эксплуатации, а это дает возможность прогнозировать надежность различных узлов и агрегатов.

— Эти автомобили остаются современными, а локализация моделей позволит продлить им жизнь на несколько лет. До конца года в России планируется открыть 120 дилерских центров Belgee, охватив все крупные и средние города страны. Завод работает очень напряженно, чтобы выполнять наши заказы. Всё, что движется по конвейеру, уже расписано по дилерам. Всё, что производится, успешно продается, — отметил Валерий Тараканов.

С конца августа белорусский автопроизводитель намерен наладить собственное производство крупногабаритных пластмассовых деталей, например бамперов, поделился планами компании Геннадий Свидерский. По его словам, локализовывать мелкие детали, конкурируя с китайскими компаниями по цене, нецелесообразно. Ведь в КНР такие компоненты выпускают и потребляют миллионами, в то время как «Белджи» требуются только десятки тысяч. До 40% стоимости бампера — это его перевозка, заметил топ-менеджер.

Фото: Belgee

Сейчас автомобили Belgee локализованы на 1300–1400 баллов по шкале Минпромторга России. В будущем белорусская компания намерена выпускать машины с локализованными в Союзном государстве штампованными кузовными деталями, краской, топливным баком и выхлопной системой, жгутами проводов. Также планируется наладить производство фар, обшивки, панели и пола багажника.

— У АвтоВАЗа была почти стопроцентная локализация, но это не помогло. Поэтому мы должны добиться такой локализации, чтобы иметь технологическую независимость. Это доступ к документации, набор собственных компетенций и разработка узлов. Можно ведь все локализовать, а потом выяснится, что иностранный партнер вдруг перестанет поставлять систему ABS. Нужно снижать риски, чтобы «умножения на ноль» не случилось, — объясняет генеральный директор завода.

В феврале Минпром Белоруссии и Минпромторг РФ подписали соглашение о признании технологических операций в рамках Союзного государства. С точки зрения финансовых затрат и рисков загружать имеющиеся мощности на территории России гораздо дешевле, чем строить еще один завод по штамповке, отмечает он.

Планов по выпуску популярного кроссовера Geely Monjaro на заводе нет. Сейчас, по словам Геннадия Свидерского, предприятие не подходит под выпуск таких автомобилей, на реализацию проекта потребуется немало инвестиций.

Фото: Belgee

А вот дальнейшая модернизация и создание новых модификаций на базе существующих моделей белорусской компании вполне по силам. Например, на базе X50 уже разработан электромобиль. Сейчас идет выпуск опытно-промышленной партии электрокаров, комплексные испытания машин планируется провести в I квартале будущего года. О стоимости электрической версии машины, как и о сроках появления ее на рынке, в Belgee пока предпочитают не распространяться.

Не свежие, но актуальные

У Belgee есть хороший потенциал и неплохие перспективы на российском рынке, говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Статистика продаж показывает, что модель X50, которая до недавнего времени была единственной в портфеле компании, пользуется неплохим спросом в нашей стране.

— Начав около года назад производство автомобилей под собственным брендом, компания уже вошла в десятку самых популярных автомобильных брендов в нашей стране. Причем только с одной единственной моделью. Сейчас на рынок выходит еще один более крупный кроссовер — X70. Это позволит укрепить позиции белорусского автопроизводителя в России, — заявил он «Известиям».

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает главным преимущество Belgee простоту моделей, которые выпускаются или будут выпускаться под этим брендом.

Фото: Belgee

— Да, это не самые современные автомобили, хотя и достаточно «свежие» — в их основе лежат китайские модели прошлого поколения. Но среднестатистическому покупателю и не нужны десятки ЖК-экранов в салоне и другие новомодные опции. В подавляющем большинстве случаев потребителю требуется базовый набор опций и систем — кондиционер или климат-контроль, подогрев сидений, мультимедиа без лишних наворотов. И желательно, чтобы всё это стоило адекватных денег. Именно это и предлагает Belgee в своих моделях. А потому они будут обеспечены спросом, — сказал Кадаков.