Знак вливания: в России вводится обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков

Мера назрела из-за масштабного оборота нелегальной продукции
Алена Светунькова
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

С 1 апреля текущего года в России вводится обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков в кегах. Кег — это пластиковая или металлическая тара, используемая для хранения и транспортировки пива и прочих напитков. Позднее производители обязуются помечать также продукцию в пластиковых и алюминиевых емкостях. Необходимость маркировки возникла из-за нелегального оборота продукции, который приводит к потерям федерального бюджета до 30 млрд рублей. Для чего нужно обозначение и как новая мера отразится на покупателях — в материале «Известий».

Какая продукция подлежит маркировке

С начала апреля маркировке подлежит пивная продукция, распространяемая в кегах. На всё пиво, производимое в России или импортируемое, должны будут наноситься коды Data Matrix (это особый двумерный код, внешне напоминающий QR-код). «Пиво в кегах, как правило, маркируется стикерами — эта технология достаточно простая, идеально подходит для низкоскоростных линий», — рассказал исполнительный директор производителя оборудования для маркировки Antares Vision Group в России Антон Харитонов.

Фото: TASS/dpa/picture-alliance/Bernd Thissen

Осенью обязательная маркировка коснется и других форм распространения пивной продукции. С 1 октября — стеклянная ПЭТ-тара, с 15 января 2024 года — алюминиевые банки. Также начнется вывод из оборота пива и пивных напитков в розлив, продаваемых в местах общественного питания и в розницу. С 1 апреля следующего года для розницы становится обязательной фиксация в системе «Честный знак» ввода и вывода из оборота маркированного пива и слабоалкогольных напитков в кегах.

Пиво и слабоалкогольные напитки, подлежащие маркировке:

- пиво крепостью от 0,5% до 8,6% включительно;- пиво крепостью свыше 8,6%;- напитки, изготавливаемые на основе пива;- сидры, пуаре, медовухи;- прочие напитки, сброженные игристые и неигристые с фактической концентрацией спирта не более 7%.

Прежде чем ввести эту систему, был проведен двухлетний эксперимент, в котором приняли участие 359 компаний. Производители тестировали способы нанесения маркировки на разные типы упаковки.

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

В России проводились масштабные исследования пивной отрасли в 2021–2022 годах. Согласно данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, незаконный оборот пива и пивных напитков в РФ (включая маскировку слабоалкогольных коктейлей под пивные напитки) приводит к потерям федерального бюджета до 30 млрд рублей ежегодно. А за счет неуплаты акцизов — до 27 млрд рублей. Именно в категории пивных напитков отмечены самые частые случаи фальсификации.

Как маркировка повлияет на потребителей

Новая система обозначения слабоалкогольной продукции позволит покупателям самостоятельно проверять качество и легальность, приобретаемого продукта. Для этого потребуется лишь отсканировать маркировку при помощи камеры смартфона. В числе сведений — дата производства, состав, производитель. При обнаружении нарушений потребитель сможет сразу сообщить о них. Это позволит государству вести беспрерывный контроль нарушений.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Кроме того, новая система на скажется на стоимости продукции. По расчетам НИФИ Минфина России, вклад маркировки в рост себестоимости не превысит 0,43% за шесть лет. Руководитель центра отраслевой экономики Инна Рыкова подчеркнула: «Введение обязательной маркировки приведет к росту доходов легальных производителей и государства в виде увеличения налоговых поступлений, включая акцизы 33,98 млрд рублей в год».

В 2020 году на Алтае после употребления пива в реанимации с алкогольным отравлением оказались трое подростков. Маркировка поможет обезопасить покупателей от потребления некачественной продукции и сократить число отравлений и летальных исходов от употребления нелегальной продукции.

ЕГАИС и «Честный знак»

Раньше весь пивной рынок контролировался Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС). Теперь ЕГАИС и «Честный знак» будут работать во взаимодействии друг с другом. После внедрения «Честного знака» информация по обороту будет попадать в ЕГАИС из информационной системы Центра развития перспективных технологий. На кассе не нужно будет сканировать акцизную марку, а только Data Matrix.

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

В отличие от «Честного знака» ЕГАИС не позволяет отслеживать весь оборот алкоголя. Сейчас подобный учет ведется только на крепком алкоголе. Для слабоалкогольных напитков контролируется только выбытие партий. Отслеживание продукции позволит государству контролировать оборот каждой бутылки.

Подделки и ответственность за нарушения

Сейчас счетчики учета распространяемой продукции по закону должны быть у предприятий, производящих более 300 тыс. декалитров в год. При этом компании с меньшим объемом производства от учета освобождены. Нарушение логистики из-за санкций привело к проблемам с поставками хмеля и солода, без которых производство пива невозможно. Недобросовестные производители стали использовать дешевое сырья низкого качества.

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

После введения обязательного этапа маркировки за продажу пива и пивных напитков без маркировки будут штрафовать согласно КоАП РФ. Размер взысканий составит от 2 тыс. рублей для кассиров, от 5 тыс. рублей для руководителей и от 50 тыс. рублей для юридических лиц. Кроме того, за распространение непромаркированного алкоголя, согласно Уголовному кодексу РФ, предусмотрена уголовная ответственность и лишение свободы до трех лет.

Маркировка безалкогольной продукции

Минпромторг России 29 марта сообщает, что с 15 мая текущего года может начаться эксперимент по нанесению маркировки на отдельные виды безалкогольной продукции, в том числе соки и сокосодержащие напитки. Проект предусматривает апробацию механизмов цифровой маркировки, создание условий для защиты интересов производителей, потребителей продукции. Участие в эксперименте проводится на добровольной основе.

В ведомстве отметили, что у большинства производителей безалкогольных напитков уже есть опыт работы с подобной системой. Среди таких компаний — участники оборота упакованной воды, молочной продукции, пива.