По дороге разочарований: автомобилисты перестали покупать полисы ОСАГО

В некоторых регионах более 60% транспортных средств не имеют обязательной страховки
Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов
Фото: РИА Новости/Наталья Горшкова

Доля транспортных средств, на которые не оформлен полис ОСАГО, выросла во II квартале 2022 года, отмечают аналитики «АльфаСтрахования». В некоторых регионах России таких машин более 60% от общего числа. Эксперты признают, что точное количество бесполисных автомобилей, передвигающихся по дорогам, поlсчитать сложно. Тем не менее некоторые из них отмечают разочарование автомобилистов в ОСАГО. Чем грозит авария с водителем без полиса — в материале «Известий».

Общий уровень бесполисных ТС на дорогах страны превысил 25% — такая цифра содержится во внутреннем документе компании «АльфаСтрахование» (копия есть в распоряжении редакции), адресованном страховым агентам. Презентация рассказывает о мини-каско, страхующем от водителей, передвигающихся без ОСАГО или с поддельным договором.

Где не покупают полисы

В документе, основанном на данных Российского союза автостраховщиков (РСА), сообщается, что самые дисциплинированные автовладельцы РФ проживают в Брянской области, Республике Тыва и Еврейской автономной области. Там 100% ТС имеют действующие полисы ОСАГО. Первое место по доле застрахованных занимает Центральный федеральный округ — здесь в среднем 71,5% авто эксплуатируется с полисами ОСАГО.

При этом в Северо-Кавказском Федеральном округе обязательная автостраховка есть только у 46,5% автовладельцев.

«Одновременно этот округ занимает первые места антирейтинга по частоте страховых случаев (5,8%) и по среднему размеру страховой выплаты (>103 тыс. рублей)», — отмечается в документе.

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

В Адыгее, Волгоградской, Ивановской областях, Дагестане и Кабардино-Балкарской Республике от 50 до 60% зарегистрированных ТС не имеют ОСАГО. В Северной Осетии, Чечне и Ингушетии и Камчатке доля бесполисных автомобилей превышает 60%.

Вернемся к разборкам на дорогах

В «АльфаСтраховании» подтвердили «Известиям» подлинность документа, но корректность приведенных в нем цифр признают с оговоркой, так как это маркетинговый материал для агентов.

— Любые оценки количества бесполисных водителей на дорогах могут носить исключительно экспертный характер, так как доступны данные только по числу зарегистрированных в конкретном субъекте РФ автомобилей и оформленных полисов ОСАГО. Именно такие данные и приведены в материалах компании. Статистика с учетом эксплуатации транспортного средства ее владельцем не ведется ни одним органом, — рассказал директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

При этом аналитики страховой компании всё равно отмечают тенденцию к увеличению числа автомобилистов, не покупающих ОСАГО.

— По нашим оценкам, до 25% автомобилистов в целом по стране ездят без ОСАГО. И мы опасаемся, что вернемся к тем временам, когда ДТП «урегулировались» разборками на дорогах, так как в случае аварии с бесполисным водителем пострадавшая сторона остается ни с чем, — пояснил Макаров. По его словам, переломить эту тенденцию может повышение штрафа за езду без полиса, который, несмотря на рост стоимости автомобилей, не менялся уже на протяжении 10 лет. Поэтому для ряда категорий водителей дешевле оплатить несколько раз в год штраф, чем приобрести полис.

Фото: РИА Новости/Нина Зотина

От отсутствия полиса застрахуют не всех

В «АльфаСтраховании» используют указанные в документе цифры для расчета рисков. В таких регионах, как Алтай, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, Красноярский край, Хабаровская, Читинская и Южно-Сахалинская области, мини-каско от бесполисных водителей стоит дороже базовой ставки — не 1950 рублей, а 2950 рублей в год.

В Курганской области, Адыгее, Амурской областях, Приморском крае, Бурятии, Камчатке, Тыве, Хакассии, Якутии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Магадане, Северной Осетии и Чечне этот страховой продукт недоступен вовсе.

Заведомо неверные выводы

— Выводы о количестве автовладельцев, передвигающихся по дорогам без полисов ОСАГО, сделанные на основании сравнения количества договоров ОСАГО с количеством зарегистрированных в ГИБДД транспортных средств, заведомо неверны, — считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА). — Поскольку среди зарегистрированных транспортных средств велико количество неэксплуатируемых ТС, корректно оценить которое не представляется возможным.

В РСА заявили, что не фиксируют какого либо увеличения количества водителей без полисов ОСАГО среди участников дорожного движения. По данным Союза, около 10% транспортных средств могут не иметь полиса ОСАГО. Этот показатель стабилен на протяжении нескольких лет. Однако в абсолютном выражении это составляет 6 млн транспортных средств.

В РСА отмечают, что количество заключаемых полисов ОСАГО растет.

Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

— Так, по состоянию на 30 июня 2022 года действовало 36,66 млн договоров, что на 10% больше аналогичного прошлогоднего показателя (33,39 млн), — отметили в Союзе.

Между тем, по данным «Автостата», в России по состоянию на 1 июля 2022 года зарегистрировано 53,84 млн единиц автомобильной техники. Более 84% от этого числа приходится на легковые машины — 45,42 млн. Таким образом, количество ТС, на которые не оформлен полис ОСАГО, — 17,2 млн, то есть 32%.

«Стоят вмороженные в лед»

Эксперты скептически относятся к заявлениям страховщиков и РСА о том, что значительная часть машин просто не эксплуатируется, поэтому на них и не оформлены полисы ОСАГО.

— Следуя этой логике, получается, что больше половины зарегистрированных автомобилей на Камчатке стоят вмороженные в лед, а в ряде регионов Северного Кавказа, видимо, припаркованы в пещерах и ущельях. Конечно же, это не так: машины там эксплуатируются, но водители ездят на них без страховок, — заявил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

Безусловно, определенная часть автомобилей, зарегистрированных в ГИБДД, не эксплуатируется, подчеркнул эксперт. Речь может идти максимум о 2–3 млн транспортных средств, которые стоят на учете, но не выезжают на дороги, отметил он,

Данные, указанные в презентации страховой компании, наглядно демонстрируют отношение автомобилистов к ОСАГО, считает Шапарин. По его мнению, из-за постоянного увеличения стоимости полиса, а также занижения размера выплат многие автовладельцы разочаровались в «автогражданке».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Не веря в ОСАГО, значительная часть водителей предпочитает ездить вообще без полиса. Тем более что штраф в 800 рублей за его отсутствие несопоставим с затратами на покупку страховки, — отметил вице-президент НАС.

Мизерные суммы

Если по вине водителя, не имеющего полиса ОСАГО, произойдет ДТП, то в этом случае по закону из фондов РСА будет выплачено лишь возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью, отмечают юристы. И только в той части, которая по каким-либо причинам не может быть компенсирована по полису обязательного медицинского страхования (ОМС).

В такой ситуации требовать возмещения ущерба, причиненного автомобилю, потерпевшим придется с самого виновника аварии — в добровольном порядке или через суд, подчеркнул адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

— Практика показывает, что получить компенсацию в таких ситуациях бывает достаточно проблематично. Как правило, полис не оформляют далеко не самые богатые автомобилисты. В результате, с учетом их небольшого дохода и отсутствия у них имущества, суд обязывает их выплачивать потерпевшим ежемесячно какие-то мизерные суммы, — рассказал Радько.