Бизнес выступил против внедрения цифровой маркировки алкоголя

Лейсан Давлетшина, Евгения Перцева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Комитет производителей алкогольной продукции (КПАП), Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО) и бизнес-объединение «Опора России» выступил против внедрения дублирующей маркировки средствами идентификации «Честный знак». С соответствующим заявлением предприниматели обратились к председателю правительства Михаилу Мишустину. С документом 8 февраля ознакомились «Известия».

Как уточнили представители отрасли, в настоящее время вся алкогольная продукция (за исключением пива, пивных напитков, сидра и пуаре) маркируется специальными федеральными марками и фиксируется в Единой государственной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Данная система была введена в 2006 году и за это время показала свою эффективность, отметили производители.

По их мнению, внедрение дополнительной цифровой маркировки существенно увеличит нагрузку на производителей и импортеров алкогольной продукции, что приведет к росту цен.

«В настоящее время стоимость легальной алкогольной продукции и так является достаточно высокой в соотношении с реальными доходами населения. В случае роста цен на легальный алкоголь потребители начинают искать дешевые заменители на нелегальном рынке», — указали в КПАП.

Отмечается также, что внедрение системы «Честный знак» не поможет в борьбе с продажей нелегального алкоголя, поскольку такой продукцией торгуют магазины без лицензии. Реализация нелегальной алкогольной продукции происходит без применения контрольно-кассовой техники.

«Считаем, что внедрение новых средств идентификации алкогольной продукции в дополнение к существующим федеральным специальным маркам и действующей системе ЕГАИС является избыточным, неэффективным для целей борьбы с оборотом контрафактной и нелегальной продукции и лишь накладывает дополнительную административную и финансовую нагрузку на добросовестных участников алкогольного рынка», — резюмировали представители отрасли.

В свою очередь в Центре развития перспективных технологий опровергли опасения бизнеса. В беседе с «Известями» там подчеркнули, что в случае с алкоголем для компаний-производителей ничего не изменится: цифровой код маркировки будет наноситься на бумажную марку, которую производители уже наносят на свою продукцию.

«Отсутствие заметных затрат на маркировку, как в алкогольной, так и в других отраслях, подтверждается тем, что это не приводит к росту цен на товары, который мог бы быть заметен покупателям, - этого не произошло ни в одной отрасли, где маркировка внедрена, от молочной до фармацевтической промышленности», — подчеркнули там.

В пресс-службе Минпромторга заявили «Известиям», что в настоящее время не могут прокомментировать содержание писем от представителей бизнеса, так как на данный момент они не поступали в ведомство.

Инициатором данного нововведения выступил Минпромторг России. В ведомстве предложили с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023-го провести в эксперимент по маркировке некоторых видов алкогольной продукции, в том числе вина. Оператором системы маркировки в рамках эксперимента предлагается утвердить Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

С 1 апреля 2021 года начался эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков, он завершится 31 августа 2022 года. В апреле организация «Общественная потребительская инициатива» сообщала, что более 53% пива на российских прилавках не соответствует обязательным требованиям к потребительской информации. В ходе исследования проверили более 106 наименований пивоваренной продукции по всей России. Самое частое нарушение — 24% случаев — это отсутствие на маркировке сведений о госстандартах, требованиям которых должен соответствовать алкоголь.