Эксперт назвал убийство ученого поводом для соглашения между Западом и Ираном

Маргарита Дмитриева
Фото: Global Look Press/Xinhua/Ahmad Halabisaz

Гибель иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде может приблизить Запад и Тегеран к заключению нового соглашения по его ядерной программе. Такое мнение высказал колумнист Макс Бут в одной из статей в Washington Post, опубликованных в субботу, 28 ноября.

Автор статьи сравнивает убийство Фахризаде с гибелью командующего силами специального назначения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (элитные части ВС Ирана) Касема Сулеймани, произошедшей в начале года в результате удара ВВС США в районе аэропорта Багдада. Эксперт подчеркивает, что смерть Сулеймани хоть и вызвала широкий общественный резонанс и попала на первые полосы газет, но не поменяла сильно ситуацию. Аналогичная ситуация, по его словам, сложится и после смерти ученого и не станет смертельным ударом для ядерной программы Ирана.

«Ядерная программа Ирана — это большая бюрократическая организация, которая может легко пережить кончину любого лидера», — уверен колумнист.

Также он напомнил про серию убийств иранских ученых-ядерщиков с 2010 по 2012 год, которая, по его мнению, способствовала дипломатическому решению вопроса с иранской ядерной программой. Бут уверен, что гибель этих специалистов вкупе с американо-израильскими кибератаками на иранские ядерные объекты на фоне жестких международных санкций надавили на Тегеран и «привели к дипломатическому прорыву для администрации 44-го президента США Барака Обамы в 2015 году».

Развитие ситуации, при которой, вероятно, смерть Фахризаде усилит давление на Иран для заключения сделки с будущей администрацией США, аналитик назвал «ироничным поворотом судьбы».

При этом автор выразил уверенность, что Тегеран якобы продолжит несмотря ни на что разрабатывать ядерное оружие и единственный способ остановить Исламскую Республику — это заключить новую ядерную сделку.

«Ради Израиля, Соединенных Штатов и всего мира будем надеяться, что смерть Фахризаде сделает дипломатический прорыв более, а не менее вероятным», — заключил колумнист.

Об убийстве руководителя организации исследований и инноваций минобороны Ирана Мохсена Фахризаде в результате покушения стало известно 27 ноября. Перед его автомобилем прогремел взрыв, затем произошла перестрелка между охранниками ученого и нападавшими. Фахризаде умер в больнице.

Тегеран назвал инцидент терактом. Министр иностранных дел страны Мохаммад Джавад Зариф заявил о серьезных свидетельствах участия Израиля в убийстве иранского ядерщика.

Турция, Евросоюз, ООН осудили убийство Фахризаде, а также призвали избегать попыток эскалации напряжения на Ближнем Востоке из-за инцидента.

Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв обратил внимание на то, что непосредственно перед убийством ученого Пентагон отдал приказ о возвращении в Персидский залив авианосца «Нимиц» и сопровождающей его ударной группы. Также было объявлено о переброске в ОАЭ эскадрильи американских истребителей F-16.

По мнению Косачёва, данные действия свидетельствуют о готовности к масштабным боевым действиям, для которых нужен «спусковой крючок», каким вполне может стать гибель иранского ядерщика.