Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Конституционная обоснованность

Политолог Дмитрий Бадовский — о том, как реформа Основного закона страны придаст устойчивость политической системе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В результате конституционной реформы текст Основного закона страны увеличится почти в полтора раза. Конечно, в пакете предложенных изменений есть много дополнительных социальных гарантий и большое количество ценностно-идеологических новелл. Но все-таки наибольшее число поправок связаны с функционированием государственной и политической системы. Эффективность и качество госуправления являются ядром конституционной реформы. И не случайно сам закон о поправке в Конституцию называется «О вопросах организации и функционирования публичной власти».

Анонсируя проект конституционных изменений в своем послании Федеральному собранию 15 января, президент России специально подчеркнул, что в госстроительстве перед страной стоят задачи, требующие обеспечить прочность, стабильность и неуязвимость системы по внешнему контуру, безусловно гарантировать России независимость и суверенитет. Но одновременно необходимо придать государству гибкость и развитие, способность своевременно меняться в связи с тем, что происходит и в мире, и в самом российском обществе.

Ключ к решению всех этих задач — как раз в качестве власти и долгосрочной устойчивости политической системы. Горизонт планирования — то есть работы новой Конституции — измеряется здесь десятилетиями. С одной стороны, обеспечивать на практике суверенитет страны и нормы социального государства должны именно согласованность действий всех ветвей и органов власти. От эффективности государства зависит и конкурентоспособность страны перед лицом новых экономических и технологических вызовов цифровой эпохи. С другой стороны, стабильность и преемственность власти, общественный запрос на которую так силен, также должна обеспечиваться в первую очередь благодаря качеству институтов власти. Поэтому основная логика и содержание соответствующих поправок в Конституцию фиксируют: трансформация политической системы связана с наращиванием ее институциональной сложности и процедурной насыщенности.

Именно поэтому в ходе конституционной реформы все государственные институты и ветви власти получают дополнительные полномочия, включая и институт президента, который остается центральным и сильным. Последнее — неслучайно, поскольку не только соответствует нашей политической культуре и традиции, но и подтверждается практикой работы нашей конституционной системы. Политическое лидерство Владимира Путина все последние годы придавало эффективность институту президента. Но верно и обратное — именно опираясь на конституционную модель президентской республики, России за последние 20 лет удалось реализовать сверхзадачу восстановления государственной дееспособности.

При этом одновременно усиливаются и другие ветви власти. Новые полномочия получает и правительство, и Конституционный суд. Но, прежде всего, расширение полномочий касается парламента. Внесенные главой государства поправки более масштабно связывают процедуру формирования правительства с функциями представительной власти: вице-премьеры и несиловые министры утверждаются Госдумой по представлению председателя правительства, а силовые — президентом после консультаций с Советом Федерации. Институциональная роль парламента возрастает еще и потому, что конституционно закрепляются и тем самым усиливаются функции парламентского контроля. И это опять же не случайно, потому что два института государственной власти сегодня избираются путем прямых выборов. Это — президент страны и Государственная дума. И, в этом смысле, логика реформы состоит, в том числе, в том, что должно происходить усиление именно тех органов власти, которые имеют прямой мандат доверия граждан. Аналогичным образом и сама реформа может и должна вступить в силу только после одобрения гражданами в ходе общероссийского голосования.

На этих же принципах основаны и предложения главы государства, касающиеся согласованности функционирования уже не ветвей, а уровней власти и управления — федеральных, региональных, местных властей. Для этого, с одной стороны, в Конституции закрепляется соответствующий статус и роль Государственного совета, в том числе, как органа стратегического планирования и управления. А с другой — устанавливаются принципы единой системы публичной власти, что должно укрепить реальную, а не номинальную роль местного самоуправления, в частности в реализации национальных проектов развития страны.

Наконец, говоря о конституционной реформе, президент неоднократно подчеркивал и еще одно — все изменения должны вступить в силу не когда-то потом, но в полной мере и сразу же после общероссийского голосования. Это связано с тем, что окончательное оформление новой модели единой системы публичной власти потребует еще значительного времени на уровне принятия новых или обновления большого количества существующих федеральных законов. Но главное — необходимо еще до 2024 года дать время обновленной системе устояться, наработать новые практики, чтобы посмотреть, насколько она функциональна и дееспособна, и дать привыкнуть элитам и обществу к этой «новой институциональности». А там, как и сказал Владимир Путин в Государственной думе, видно будет.

Автор — глава Института социально-экономических и политических исследований

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир