Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Продажи рестайлингового Aurus Senat начнутся в 2025 году
Мир
Илон Маск назвал нелегальную миграцию путем к катастрофе для США
Экономика
Россия и Абхазия подписали соглашение об избежании двойного налогообложения
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Общество
Суд в Москве арестовал журналистку Кеворкову на два месяца
Мир
Лавров обсудил с главой МИД Саудовской Аравии развитие отношений РФ и КСА
Мир
Спасено севшее на мель в Босфоре судно
Общество
Суд приговорил Мартынову к девяти годам за попытку убийства дочери
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин подписал указ о сложении полномочий правительством РФ
Авто
В Москве в майские праздники пройдет рейд по проверке таксистов
Мир
Президент Абхазии отправил в отставку главу МИД страны
Общество
В России выпустят аналог конструктора Lego под брендом Rubrick
Общество
МЧС предупредило о похолодании в Подмосковье до -3 ночью и утром 8 мая
Общество
Пожар в СНТ «Алюминщик» в Иркутской области полностью потушили

Ставка на скандалы

Кинокритик Кирилл Разлогов — об ожиданиях от юбилейного Берлинале
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

70-й Международный кинофестиваль в Берлине (сокращенно называемый Берлинале) откроется 20 февраля в атмосфере скандала и ожидания. Скандала — потому, что совсем недавно в журнале Die Zeit был опубликован разоблачительный материал об одном из основателей и первом многолетнем (с 1951 по 1976 год) директоре этого киносмотра Альфреде Бауэре. В нем раскрывается его нацистское прошлое в созданной Геббельсом организации по управлению кинематографией.

Это сообщение было процитировано и прокомментировано всей мировой прессой, в том числе и у нас в стране. Дело в том, что на Берлинале много лет существовал специальный приз имени Альфреда Бауэра, в отличие от остальных официальных наград имевший денежное выражение. Помнится, в одной из своих статей, я объяснял, что нашим кинематографистам (в том конкретном случае, если не ошибаюсь, Марлену Хуциеву) выгоднее получить именно этот приз, а не более почетные, но не имеющие финансового выражения награды. К юбилею фестиваля была подготовлена книга о Бауэре, которую пришлось ликвидировать, а дирекции фестиваля выступить с объяснениями.

Этот актуальный сюжет по-своему высвечивает историю Берлинале, задуманную в Западном Берлине — в то время в сердце ГДР — как своеобразный мост между Востоком и Западом Европы. Или как Троянский конь во враждебном социалистическом лагере. До распада СССР и объединения Германии фестиваль изобиловал протестными акциями с нашей стороны — наиболее громкая из них была связана с демонстрацией в конкурсе американской картины Майкла Чимино «Охотник на оленей». Там показывалась трагедия вьетнамской войны, где один из агрессоров-американцев оказался славянином по происхождению, в чем советская делегация усмотрела оскорбительные намерения.

Это что касается скандалов. А ожидания связаны с новыми руководителями Берлинале, которым пришлось начинать с разборок старых завалов.

Действительно, Берлинский фестиваль долгие годы был самым стабильным из форумов такого уровня. После Альфреда Бауэра на 22 года на пост директора киносмотра пришел Мориц де Хадельн. До Берлина он руководил фестивалями в швейцарских городах Нионе и Локарно, а после работал на старейшем кинофестивале в Венеции. Существует мнение, что его отставку там спровоцировало решение жюри о присуждении главного приза и приза за лучший дебют Андрею Звягинцеву за фильм «Возвращение» в ущерб итальянскому классику Марку Беллоккьо.

После ухода де Хадельна два десятилетия в Берлине царствовал продюсер и прокатчик Дитер Косслик, сменивший политическую ориентацию на коммерческую, за что и подвергался все более жесткой критике со стороны ведущих кинематографистов Германии, фильмы которых достаточно редко становятся чемпионами проката даже у себя на родине. Ответом на эту критику стало своего рода раздвоение руководства Берлинале. С одной стороны, из Локарно пригласили итальянского критика-эстета Карло Шатриана, который уже ввел, в дополнение к главному и молодежному, конкурс открытия новых имен «Встречи». А с другой — со-директором назначили Мариэтту Ризенбек, ранее руководившую организацией GermanFilms (продвигает в мире немецкие фильмы), — видимо, для защиты национальных интересов.

Ставка на скандалы при этом сохранилась. В конкурсе будет показана картина «Наталья» из проекта Ильи Хржановского «Дау», посвященного трагической судьбе физика Льва Ландау. В отличие от большинства фильмов, включенных в этот эпохальный проект, она еще не получила разрешения на прокат в России. В Берлине можно будет увидеть и ленту Олега Сенцова, и ряд других курьезов кинопроцесса.

В результате некоторые мои коллеги-критики уже сетуют на андеграундный и маргинальный характер программы (своеобразный анти-Косслик) и собираются сдавать билеты. Я же считаю, что, как обычно, спасет положение значительный объем показанного в целом, включающей и Форум молодого кино: всего около 400 фильмов. По моему опыту и убеждению, прежде чем высказывать категорические суждения, надо сначала посмотреть фильмы, хотя бы выборочно — как кому повезет. О впечатлениях надеюсь рассказать по окончании фестиваля.

Автор — председатель Гильдии киноведов и кинокритиков, доктор искусствоведения, профессор

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир